> «Лунный коп» Т. Голд | GEEKtar

«Лунный коп» Т. Голд

ЛЁгкая, но грустная история о забытых грёзах

Работы Голда не для всех. Я уже объяснял, почему мне нравится его «Голиаф». Теперь издательство «Бумкнига» дарит нам возможность насладиться еще одной книгой британского иллюстратора — «Лунный коп».

Как-то мне довелось прочесть статью о морализаторстве в литературе. Морализаторство — это когда герои книги начинают долго и обстоятельно высказывать мысли автора. Они превращаются в некие рупоры, через которые писатель доносит свое мнение. Причем это считается признаком слабой прозы, потому что сильная проза не рассказывает — она показывает. И я считаю, что Том Голд — один из авторов, произведения которых лишены морализаторства.

Однако будем честны: несмотря на то что литературные критики считают морализаторство слабым ходом, именно благодаря ему продаются книги. Люди привыкли воспринимать произведение через цитаты, потому мысль, проиллюстрированная, но не высказанная прямо, проходит мимо них. Если нет в книге красивых фраз, которые можно написать на привлекательном фоне и отправить в социальную сеть, то для большинства это книга, что называется, ни о чем. Вспомните «Голиафа»: Голд не говорит нам: «Война — это плохо» с помощью витиеватых фраз или железной логики, как это любил делать Г. Гессе; Том позволяет нам подружиться с персонажем, обреченным погибнуть на войне. Он иллюстратор во всем, вплоть до манеры повествования. Так что если вам нужны цитаты, то стоит пропустить «Лунного копа».

11-11-16-2

Прелесть в том, что, отказавшись прямо высказывать мысли, Том дарит возможность воспринимать произведение через призму нашей личности. В итоге вместо одной обозначенной темы выходит нечто такое, что трудно описать. Если попытаться объяснить все, что я вижу в «Копе», то получится, будто я препарирую что-то живое, чтобы разложить перед вами его составные части. Это познавательно, но живое, разобранное на части, становится мертвым. В этом и чудодейство Голда как автора — он создает живые произведения.

11-11-16-4

Но время приступать к вскрытию. Сюжет комикса очень прост: нас знакомят с единственным полицейским на Луне, который следит за порядком в городе, где осталось всего несколько человек. Люди постепенно возвращаются на Землю. Их заменяют роботы и автоматы. А вот Копу, напротив, постоянно отказывают в переводе с Луны. В конце концов в городе останутся лишь два человека. Вот и все. Это весь сюжет на 96 страницах. И не ждите виртуозных диалогов. Они тут просты донельзя. Закономерный вопрос: почему же я тогда считаю эту книгу замечательной?

Из-за волшебства литературы. Голд умеет создать нужную атмосферу и при помощи минимума деталей раскрыть персонажа, подарив читателю нужные эмоции. При чтении «Копа» я чувствовал опустошенность, одиночество и обреченность. Вот это наборчик, да? Но я всегда буду стоять на том, что мы чересчур помешаны на хорошем настроении. Иногда нужно позволить себе немного грусти и меланхолии, чтобы не забыть вкус радости. Такой вот парадокс. И «Лунный коп» идеален для этих целей.

Мне невольно вспомнился «Замок» Кафки. Тоже отличный пример создания атмосферы без слов. Если взять роман «Чума» Камю, то в нем автор в течение всего нескольких страниц раза три-четыре принимается рассказывать об ужасах закрытого города, отрезанного от всего мира, однако лично я так и не ощутил себя в западне. В «Замке» же об этом нет ни слова: Кафка просто описывает деревню и ее жителей, немного говорит о самом замке, и при этом для меня во всей Вселенной существовали лишь замок и деревня, окруженные сияющей белой пустотой. Этим и отличается Голд — умением создавать нужную атмосферу без лишних слов.

11-11-16-3

Что до идеи, то лично мне показалось, что Том говорит с нами о научной фантастике. Ведь как много некогда было проектов о заселении Луны и добычи на ней полезных ископаемых. Насколько помню, согласно старым проектам, мы уже должны были бы жить на спутнике, но человечество больше об этом не грезит. Я частенько упоминаю о том, что нынешние произведения о будущем меня тревожат: в большинстве сюжетов человечество ждет конец света, после которого выживут немногие и продолжат грызть друг другу глотки за банку тушеной фасоли. Это сильно контрастирует с тем, о чем мечтали люди в 50-60-е годы прошлого века: летающие машины; роботы, выполняющие работу за людей, космические корабли, путешествующие в другие галактики, — торжество разума и науки. Но мы отказались от этого будущего в пользу зомби-апокалипсиса, восстания машин и ядерного холокоста. Потому и пустеет лунная колония — она больше никому не нужна. Теперь люди сидят, смотрят в ночное небо и мечтают о Земле.

11-11-16-5

Если говорить о рисунке, то это Том Голд во всей красе. Вы или любите его манеру рисовать, или ее считаете ужасной. Но я думаю, что простота рисунка отлично дополняет простоту повествования. Перед нами тот самый случай, когда незамысловатая техника становится отражением самой истории. Комикс из трех цветов — синего, черного и белого. Их Голду более чем хватило. В его комиксах нет абсолютно ничего лишнего: ни цветов, ни линий, ни слов.

Получилось очень атмосферное и тонкое произведение об обреченности, безысходности и одиночестве. Однако в конце автор дарит нам и капельку оптимизма: пусть это и тюрьма, но Коп в ней уже не один. «Лунный коп» — книга для тех, кто любит получать не информацию, а эмоции. А для этого ее лучше всего читать ночью в одиночестве и тишине. Прекрасная теплая грусть вам обеспечена. И пусть комикс лишен звуков, лично у меня в голове играла старая песенка «When The Party Is Over», которая идеально подходит атмосфере, созданной талантливым британским иллюстратором.

© Винсент Гуль

Next Post

Previous Post

Leave a Reply

© 2018 GEEKtar

Theme by Anders Norén