“Ша” П.Миллс

Сегодня у нас день качественной фантастики.

Изначально фантастика считалась литературой низкого сорта. Сказочки для детей, не имеющие в сюжете ничего кроме одноклеточной морали. Со временем жанр эволюционировал, породив как гениев своего дела, так и совершенно проходных авторов. Правда остался один секрет, который любители фантастики не осознают, но всегда используют – нельзя разбирать книги “в лоб”. Самые известные и почитаемые образчики жанра имеют огромное количество аллюзий, технических неточностей, а то и вовсе ошибок. Фантастика – одна большая метафора и об этом нужно помнить, листая наш сегодняшний комикс.

В шестнадцатом веке во время охоты на ведьм сжигают шестнадцатилетнюю девушку. Ее страдания и мольбы о помощи слышит сама Богиня и обещает отомстить. Проходят столетия, круг перерождения замыкается, и новой инкарнацией той самой девушки становится офицер полиции Даффи, которая расследует череду паранормальных убийств. Жертвами становятся влиятельные граждане Нового Эдема. Убивает их некая Ша – жительница мира теней и дух-хранитель ведьм.

Местный политический строй можно охарактеризовать как демократия с теократическим лицом. Президент-клон не более чем марионетка в руках церкви. Верят же здесь вроде как в бога единого, однако на деле все несколько сложнее. Бога в этой истории нет. Зато есть дьявол – демоническиe создания фактически стоят у руля местной церкви. Они борются с языческими проявлениями, коими являются ведьмы. Чтобы народ не скучал им придумывают врага в виде развратного кибера, по средствам местного аналога интернета совокупляющегося с десятками тысяч пользователей.

Антураж мира походит на смесь “Sky Doll” и “Warhammer 40k”. Стилистика взята из второго, а теологические и сексуальные темы из первого. И да, тем секса опять очень много. Пик силы ведьмы приходится на “критические дни”, местное телевидение заполнено монашками в откровенных нарядах, призывающих сжечь грешников, а церковь рекомендует миссионерскую позу как единственную безгрешную. Поначалу все это кажется дикостью и попахивает перебором, однако со временем отходит на второй план и заставляет лишь поморщиться, ведь получившийся мир куда глубже, но наносная “грязь” несколько портит впечатление.

Лучше бы сосредоточиться на происках демонов. Здесь схема, которую Терри Пратчетт и Нил Гейман применили в “Добрых предзнаменованиях”. Каждый из пантеона отвечает за определенный вид истребления – продуктами, телепередачами, законом. Даже опозиция здесь придумана церковью. Такое можно видеть во многих государствах, мысль не выросла на пустом месте. Ментальная гигиена остается залогом здорового мозга и обязательна даже в наше время. Моменты с ложными обвинениями и сфабрикованными видеозаписями напоминают “451 градус по Фаренгейту” – людям нужно зрелище и они его получают, а истинный закон попирается.

Получается гротескная смесь идей, которая по большей части работает. Эдакая мистерия мести с потусторонними силами. Если копнуть чуть глубже, то становится ясно что и сексуальные подтексты не случайны. Здесь можно вспомнить “1984” Оруэла, который писал о том же, но более реалистично, а церковь заменил на государственную систему. Нам лишь выкрутили градус гротеска и добавили каплю абсурда – чтобы пресно не показалось, но идеи все уже были.

С ведьмами все еще проще. На Руси их, к примеру, вообще никто не сжигал. Уважали потому что. И Богиня – Мать Сыра Земля из былин. Не для кого не секрет, что мифология разных стран часто пересекается. Вот и здесь мы видим подобные общие элементы, взятые из культуры Европы.

Объединяет все элементы рисунок. Детализированный и покрашенный он напоминает “Noise” – приквел к “Блейм!” с отличным колористом – и уже упомянутый “Warhammer 40k” – в рамках моделей оружия, брони и техники. Оливер Ледруа справился с задаче, показав пугающий мир будущего на отлично. Передать словами цветовое решение и графический стиль решительно невозможно – здесь только смотреть собственными глазами.

Читать “Ша” сложно, но интересно. Соединение заложенных идей, которые работают друг с другом довольно слабо, но при этом создают особый вид взаимодействия. Такого мне раньше встречать не приходилось. Если не заинтересует сюжет, то полистать ради рисунка стоит уж точно. Наконец если даже этих доводов оказалось мало, то отнеситесь к данному произведению как к эксперименту – все же Пэт Милс заставляет шестеренки в голове вращаться в поисках ответа – что же такого автор имела в виду?

© Ю.Гламаздо

Добавить комментарий