> "Mob Psycho 100" ONE | GEEKtar

“Mob Psycho 100” ONE

Традиционная манга во вторник.

Можно подумать, что успешные произведения – это хорошо для автора, но как по мне, от них бывают проблемы. Если творение писателя мега популярно, то неминуемо оно станет неким эталоном таланта автора, и каждое последующее непременно будут с ним сравнивать. Потому неудивительно, что при виде Кагеямы читатели обычно восклицают: «Это же Сайтама с волосами!», а после обязательно заявляют, что «Mob Psycho 100» – это второй «One Punch Man». Но это, пожалуй, слишком поверхностное заявление.

Мангака One – автор нашумевшего One Punch Man – специализируется на высмеивание штампов аниме и манги. Причем многое из его творчества справедливо и для заокеанских комиксов о супергероях. Хоть в Америке и своего добра хватает вроде «Мордобоя», «Кванта и Вуди» или «Агентов ГНЕВа», но подход One довольно необычный. В своем первом произведении он взял за основу проблему максимальной силы и неуязвимости персонажа. Тема актуальная для персонажей калибра Супермена. И если, чтобы сделать Супса интереснее, его заставляют умирать или подкидывают слабостей, то One пошел иным путем, он сделал своего персонажа уязвимым социально, когда тот вступил в гонку с супергероями за место в рейтинге.

В Психопарне One пошёл дальше, увеличив социальную уязвимость до максимума. А кто у нас максимально зависит от мнения окружающих, да при этом еще и не может попасть в колею? Конечно, замкнутый мальчик-старшеклассник. Но персонаж этой манги – Кагеяма по кличке Моб – не совсем обычный школьник, как оно и бывает в Японии со школьниками, если судить по аниме. Кагеяма – экстрасенс. Этим термином автор обозначает вообще любые пси-способности от телекинеза до  экзорцизма. Причем как это уже заведено у One, его персонаж самый сильный среди всех экстрасенсенсов. Но он никак не использует свои силы и даже скрывает их. Он боится навредить кому либо, потому с годами научился держать свои эмоции в узде, но жесткий самоконтроль иногда дает сбой и тогда переполняющие парня эмоции находят выход в жутких разрушениях. Это и предстоит наблюдать читателю несколько раз, потому что Кагеяма вечно попадает в разборки с другими экстрасенсами и даже с целой организацией таких сверхлюдей, вознамерившихся поработить мир.

Как и в случае Сайтамы, герой не уникален: его мир населен людьми с подобными способностями, а его отличие от них лишь в том, что он сильнее. И при всей внешней схожести двух произведений, есть в них кардинальное различие. Если Сайтама просто скучал и хотел признания, то Кагеяма помимо всего прочего несет некое послание. Суть его в том, что у каждого из нас есть свой талант, и он ничем не хуже, чем суперспобности экстрасенсов. Моб не придаёт значения своему дару, напротив, он стремится обрести физическую силу, чтобы не полагаться на телекинез. Кагеяма противопоставляется полчищу экстрасенсов, которые пользуются своими силами для обретения власти и уважения через страх, И кто знает, как устроена физика подобных способностей, возможно, именно такая философия позволяет Мобу быть таким сильным.

Многие отмечают, что в этой манге проработанные персонажи, а я бы сказал, что все обстоит с точностью до наоборот.  Это собирательные образы, созданные смешиванием характерных черт героев манги с подобной тематикой. И это работает, потому что автору не приходится вдаваться в глубокое раскрытие персонажей, ведь мы и так его знаем благодаря множеству подобных произведений. Так что в итоге персонажи становятся скорее инструментами для передачи послания и иронии над жанром. Думаю, нарочитая грубость рисунка отвечает тем же целям. То есть One не стремится создать иллюзию реальности происходящего, напротив, он рисует грубые фоны и упрощенных персонажей, чтобы было некое ощущение постановки, а не реальной истории. Кстати рисунок многих может отпугнуть. Лучше всего его можно описать как «У художника под рукой был только Paint».

Если вас это не пугает, то я, пожалуй, порекомендую эту мангу любому читателю. Здесь под оболочкой иронии над жанром манги скрываются большие и маленькие мысли, завернутые в неплохой и важный посыл. При этом история сдобрена юмором и читается легко. Книга не заставит вас задуматься о проблемах бытия, но все же пару мыслей подарит, оставив в итоге чувство легкости. Так что я думаю, что One сумел-таки сделать так, что его вторая манга не уступает в качестве первой.

© Винсент Гуль

Next Post

Previous Post

Leave a Reply

© 2018 GEEKtar

Theme by Anders Norén