> «Вѣдьмы» С. Снайдер | GEEKtar

«Вѣдьмы» С. Снайдер

Кто о чём, а Винсент снова о ведьмах

Меня всегда интересовала тема страха в комиксах. Как можно заставить человека бояться, когда у тебя из инструментов только рисунок и слово? Не получив внятного ответа от «Округа Хэрроу», я решил не менять темы и взялся за «Вѣдьм» С. Снайдера.

Начало истории банальнее некуда: семья переезжает в новый город, пытаясь сбежать от проблем прошлого. Треть фильмов ужасов начинаются примерно так же. Но есть все-таки отличие: обычно автор раскрывает все подробности сразу, будто стараясь разобраться с этим поскорее, чтобы перейти к основному сюжету, а Скотт выдает детали истории маленькими порциями, отчего чтение превращается в путешествие по хлебным крошкам, в конце которого все кусочки наконец складываются в общую картину. Постепенно мы узнаем, что семья Рукс сбежала от подозрений в том, что дочь, Сэйлор, как-то замешана в исчезновении девушки, которая ее задирала. Если верить девочке, то обидчицу поглотило дерево. Тело так и не нашли, зато тело нашло Сэйлор. А вот дальше начинается борьба за жизнь.

Чем же пугает комикс, если сюжет на первый взгляд банален? На мой взгляд, Скотт начинает свое грязное дело уже с пролога. Жуткая сцена, в которой сын хладнокровно смотрит на смерть матери, потому что закон гласит: «Залог есть залог». Одна эта сцена напрягла меня, но дальше — больше. Снайдер строит медленно раскрывающийся сюжет на недосказанности и нагнетании атмосферы, потому разум читателя сам дорисовывает ужасы, о которых молчит автор.

Пугает и визуальная часть. Работа художника на высоте. Хотя рисунок вышел грубоватым и немного неаккуратным, это не портит общее впечатление. Куда важнее подход к сценам, которые должны пугать. Сразу видна смена палитры с теплых оттенков желтого на темный и холодный фиолетовый. Панели неспроста встают под углом: расположение кадра под углом часто использовалось в нуарных фильмах для создания напряженности и ощущения, что персонаж потерял душевное равновесие. Такой прием называется «голландский угол», и — сознательно или нет — Джок пользуется им мастерски. Дополняют эту картину брызги краски поверх всех слоев, что лично у меня создавало ощущение нервного напряжения.

Но разве хватит тайны и напряженного рисунка, чтобы напугать? Нет. Скотт спрятал самое важное под этой оболочкой. В комиксе есть и страх встречи с реальным миром, причем у каждого члена семьи он свой: отец избегал ответственности, дочь — общества, а мать — темного прошлого своей семьи. Есть и страх сумасшествия. Как иначе себя можно чувствовать, когда кажется, что мир переворачивается с ног на голову, а безумная безногая женщина раскрывает тебе все с иной стороны, после чего на твоих же глазах совершает самоубийство?

Но все эти довольно заезженные темы были бы просто набором штампов, если бы Скотт не выбрал интересный путь: он пытается обмануть читателя, показывая ему ведьм. Это отвратительного вида существа — побочная эволюционная ветвь человечества. Они способны исполнить любое желание, однако для этого стоит заложить чью-то жизнь. Самое приятное, что последствий при этом никаких — все довольно скоро забудут о пропавшем человеке, а у тебя остается исполненное желание. Красота.

Вот тут и раскрывается обман: монстры тут не ведьмы, а люди. Именно они убивают своих близких — и не очень — людей, чтобы получить что-то. Пусть и не своими руками, но они убивают. Из алчности, из эгоизма. Скотт как бы задает читателю вопрос: «А что бы сделал ты?» И ответ на него может испугать. Ведь это уже не детские забавы: «Что бы ты сделал за миллион долларов?» Здесь все куда серьезнее: «Готов продать мать за бессмертие, если тебе за это ничего не будет?»

Трудно не заметить разного рода нелогичности в сюжете. Зачем ведьмам кутерьма со сделками, если они всемогущи? Почему повесилась охотница на ведьм? И еще пара вопросов, которые забываются при чтении сразу после появления. Скотту удалось создать атмосферу ужаса и безысходности с логичным для истории финалом. Я часто говорю, что не понимаю шумихи вокруг работ Снайдера, однако нашел книгу, за которую могу уважать его творчество. Рекомендую к прочтению всем.

© Винсент Гуль

Next Post

Previous Post

Leave a Reply

© 2018 GEEKtar

Theme by Anders Norén