“Фотограф” Д.Лефевр

Неделю начинаем с хорошего и серьезного произведения о войне.

Если верить хроникам, то человечество за свою короткую историю успело начать 15 тысяч войн, в которых погибло около 3,5 миллиардов людей. По подсчетам ученых за последние 5500 лет люди прожили в мире всего 300 лет. Даже сейчас нет мира на Земле. Мировые войны давно отгремели, но их пожарища раскидали по планете искры, разжигающие всё новые горячие точки. Неудивительно, что война стала темой многих произведений. Например, “Прокляты и убиты” моего земляка Виктора Петровича Астафьева и условная “9 рота” давно показали ужасы войны; героев, забытых родиной; людей, отдавших свои жизни ради туманных целей власть имущих, которым захотелось поиграть в солдатиков, прямо как в детстве. Именно так я вижу войну, и так ее нужно показывать, потому “Маус” и “Босоногий Гэн”, наряду с литературной классикой, должны быть у каждого человека в списке “ста книг, обязательных к прочтению”. Добавить в этот список можно и “Фотографа”.

Это история о Дидье Лефевре – фотографе, нанятом организацией “Врачи без границ” для съемки фоторепортажа об одной из их экспедиций. Из первых уст мы узнаём о подготовке к походу, тайном пересечении границы, ночных марш-бросках по горной местности. Я читал и видел настоящую, живую историю. Может быть, автор сгустил немного краски, но именно так всё и увидел Лефевр. Читатель переживает за героев, смеется вместе с ними и негодует, когда в палаточном лагере выключается свет – “Пакистанская 15-минутка”.

В книге вы не увидите боёв, но незримое присутствие войны ощутите точно. Ощутите боль и смерть. Операции в полевых условиях, игры в “прятки” с советскими вертолетами, невыносимые санитарные условия – все это ничуть не лучше свистящих над головой пуль. Добавьте к этому множество вооруженных моджахедов, каждый из которых способен зарезать вчерашнего “шурави” за то, что тот выиграл у него в армрестлинг.

Но само произведение привлекает не только искренностью повествования В первую очередь ты обращаешь внимание на её визуальную составляющую. Синтез рисунка и фотографии. Говорить что-то еще бессмысленно. Увидев “Фотографа” на стенде Бумкниги во время местной книжной ярмарки, я сразу определился с новогодним подарком для себя.

Как говорил Картье-Брессон: “Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи.”, так что, если не фотография, сможет всецело передать настроение героя, красоту усталой, но сильной женщины или манящий восточный колорит Афганистана? Дидье Лефевр снимал всё время, большое количество снимков – опубликованных в репортаже, забракованных автором, хороших и не очень – в грамотном сочетании с иллюстрациями Гибера создают ощущение, что ты сам идешь с экспедицией по узким горным тропам. При этом рисунок очень контрастирует с фото: грубый, порой художник использует одни штрихи. Большинство фонов отсутствует вовсе. Но лично мне это никак не помешало. Достаточно сконцентрироваться на персонажах и событиях.

Каждый герой, с которым разговаривает Дидье, имеет значение для истории. Здесь восточная жара переплетена с холодом в глазах родителей, дочь которых не дожила и до двух лет, а зубная боль во время преодоления очередной вершины со спокойствием по окончании путешествия. Попав однажды в Афганистан ты потеряешь многое, но твое сердце навсегда останется там. В конце книги мы можем прочитать истории людей, о которых нам рассказывали авторы. Этот ход напомнил мне фильм “Дом Солнца”, повествующий о появление в советском союзе хиппи. Может быть тем, что прототипы двух героев в итоге погибли в Афганистане. Я считаю такой финал отличным завершением истории. Это еще раз доказывает, что история донельзя искренняя. Я поверил в каждое сказанное в “Фотографе” слово. Книга читается на одном дыхании, а в финале возникает ощущение, какое было после прочтения Накадзавы – умиротворение, желание жить и ненависть к войне.

© А.Соловьёв

Добавить комментарий