«Beautiful Darkness» F. Vehlmann

А Гуль, как всегда, будет рассказывать о хорроре 

Думаю, каждый сталкивался с похожей ситуацией: в самом разгаре свидания в чашку с какао падает разлагающаяся плоть. Хотя вряд ли. Такое может случиться, только если ты живешь в голове недавно погибшей восьмилетней девочки. С этого и начинается наш сегодняшний комикс.

Пара десятков человечков, спасаясь от потока гниющей плоти, очутились в реальном мире, покинув свой прежний дом — мертвую девочку. «Beautiful Darkness» встречает читателя сильным диссонансом. Первые страницы настраивают на нечто детское и наивное, а уже через пару мгновений ты видишь труп на всю страницу. На этом диссонансе и строится весь комикс.

В реальном мире маленькому племени приходится несладко. Нужно искать пропитание, устраивать быт, и все это на себя берет принцесса Аврора. Именно так и звали мертвую девочку. На фоне бурной деятельности Авроры остальные человечки находят приключения на всякие выпуклости, и тут снова вступает в игру диссонанс. Любая ситуация, которая в детской книге обернулась бы комично, здесь заканчивается смертью. Например, попытавшись получить еды от птицы, кормящей птенцов, один из приключенцев обзавелся кровавой воронкой до самого желудка. А поедание одного человечка другим сопровождается шутками вроде: «Я теперь как будто беременна».

Комикс охватывает четыре сезона — от весны до зимы, и с каждым месяцем дела становятся только хуже. Сюжетно это жутковатая смесь «Повелителя мух» и диснеевских мультфильмов. Как и полагается, герой, который пытался вести себя по-взрослому, оказался за бортом. Финал вполне закономерный.

Когда я закрыл книгу, то не мог четко сказать, что же я думаю об этом произведении. Дело в том, что автор даже не собирается отвечать на вопросы или объяснять что-то. Каждый должен понимать это по-своему. И я знаю немало людей, которых пробирала бы злость при чтении такой книги, потому что им нужны конкретные ответы. «Beautiful Darkness» их не дает. Откуда в лесу мертвая девочка? Как она умерла? Ее убили? Автор заигрывает с нашим восприятием. Сам труп, который в течение истории постепенно разлагается со всеми последствиями в виде мух и червей, олицетворяет что-то вроде черепа на средневековых портретах, простую мысль — memento mori. Труп — что-то вроде этаких часов, показывающих, сколько прошло времени. Но само заигрывание происходит в тот момент, когда читатель видит страницу с трупом. Большинство решает, что девочку кто-то убил. Думаю, все дело в неестественности самой сцены, хотя, как говорит сам автор, в этом и был смысл. Ведь будь там труп кролика, то все казалось бы совершенно нормальным, а вот тельце восьмилетней девочки вызывает все тот же диссонанс, и сознание наше требует логичного объяснения этой нелогичности. Какой-нибудь маньяк отлично бы закрыл эту дыру восприятия. При этом даже намека на убийство в книге нет.

Нет и никаких намеков или объяснений того, кем же являются все эти человечки, что обитали в голове девочки. Так что читателю дана полная свобода интерпретации. Мое мнение — это образы и идеи, что мы потребляем всю свою жизнь. Из них в итоге строится наша личность. Мы получаем их отовсюду — от разговоров с близкими до телешоу. Потому неудивительно, что в голове восьмилетней девочки есть и принц, и принцесса, и королева, и добрый друг, и еще множество всяких персонажей, которых можно найти в диснеевских сказках. Все они нежизнеспособны, что и доказал выход в реальный мир, где выжить смогла только Аврора, которая, по моему мнению, и олицетворяет ту самую девочку. Так мы и живем, одинокие в собственной голове, окруженные чужими моделями поведения и образами, каждый из которых использует и деформирует наше Я.

Что касается работы художника, то она вторит замыслу сценариста, усиливая диссонанс. Кровавые ужасы изображены с помощью чудесной акварели. Любителям точной анатомии и соблюдения пропорций читать такое, конечно, не стоит, потому что подчас изображение персонажей упрощается донельзя. При этом окружение и звери нарисованы реалистично. На мой взгляд, степень детализации изображения того или иного человечка показывает то, насколько близок этот персонаж к реальности.

Это не та книга, которую можно безоговорочно рекомендовать всем подряд. Она странная, и это мягко сказано. История с помощью подачи и ситуаций намеренно вызывает у читателя состояние диссонанса, потому, когда последняя страница прочитана, ты не можешь сказать что-то определенное. Нужно время, чтобы обдумать прочитанное и прийти к своим, сугубо субъективным выводам. Я считаю, что это книга о взрослении, о выходе в реальный мир, который требует от нас избавиться от детских иллюзий и стереотипов, упрощающих жизнь. Если сравнить Аврору в начале книге — лучезарную и позитивную — с Авророй в финале, где она носит шкуру убитой ею мыши, то развитие персонажа налицо. У автора получилась более реалистичная версия «Happy Tree Friends» с добавлением элементов сюжета «Повелителя мух». В общем, читайте на свой страх и риск.

© Винсент Гуль

Добавить комментарий