«Арчи. Том второй» М. Уэйд, В. Фиш

На среду мы подготовили рецензию на продолжение популярного комикса о подростках

Я редко пишу про вторые, третьи, четвертые — и дальше по списку — тома. Потому что обычно автор, следуя заложенной концепции, продолжает углублять образы персонажей, сюжет развивается в установленных рамках, визуальный стиль практически не меняется, а писать об одном и том же не хочется. Однако в данном случае Марк Уэйд смог меня удивить.

Первый том «Арчи» вышел больше года назад. Простенький ситком, за которым приятно провести вечер, вспомнить о том, как сам совершал глупые поступки, и отложить на полку в ожидании продолжения. Которое заставило себя подождать… И это комикс, о котором в России знали лишь самые упорные гики. Поверьте, я был в момент анонса в толпе людей и видел их недоумевающие лица. Но сегодня рассказ не об этом. Второй том не просто развивает персонажей, он показывает их характеры с иной стороны да еще и поднимает интересные социальные проблемы. Обо всем по порядку.

Арчи остался с Вероникой, но отец девушки категорически против этого союза. К тому же между влюбленными лежит классовая пропасть. Члены семьи Эндрюс — типичные представители рабочего класса, тогда как Лоджи — миллионеры, живущие в огромном доме. Тем временем приближаются выборы мэра Ривердейла, на которые Хирам Лодж собирается выдвинуть свою кандидатуру, а подросткам важнее конкурс талантов, на котором предстоит сразиться Бэтти и Веронике.

Удивительное рядом: Арчи Эндрюс — ходячая бомба замедленного действия, и его поклонникам об этом хорошо известно. Он ломает, портит и разрушает все, к чему прикасается. Внимание акцентируется на новой черте — неискоренимом инфантилизме, которая раскрывается в первой же истории. Арчи устраивается в типографию и прежде всего бросается искать USB для зарядки телефона, а найдя, делает селфи. Конечно же, ни у кого не спросив, что это за компьютер и можно ли к нему подключиться. Итог — тираж газеты выходит с фотографией Арчи на первой полосе. Казалось бы, не трогать чужое без спроса учат еще в детском саду, а перед нами подросток, который пытается выглядеть взрослым. Сложно сопереживать такому персонажу читателю старше пятнадцати лет.

Зато становится понятна мотивация Лоджа-старшего. Арчи — хороший человек и не из злого умысла разрушает все вокруг, но, как известно, «хороший человек — не профессия». Изнеженная Вероника не способна даже в магазин сходить без дворецкого, стоит ли говорить про дела по дому, поддержание домашнего очага и жизнь на зарплату работника среднего класса? Полярности конфликта отцов и детей несколько размываются, давая читателю самому выбрать, на чьей он стороне.

Первое же столкновение возникает на почве классовой розни. Семья Арчи считается бедной, хотя ее, скорее, можно отнести к рабочему классу. Вероника богата. Мировоззрения влюбленных во многих вопросах не сходятся. Проблемы Вероники чужды Арчи, проблемы Арчи Вероника и представить себе не может. Возникает несколько эпизодов, которые по задумке автора должны быть комичными, но вызывают разве что робкую улыбку. Жизненные ситуации юмора ради доведены до абсурда, однако катарсис всегда строго реалистичен. Комедию удачно оттеняет драма, но чем дальше, тем понятнее становятся сюжетные повороты для среднестатистического читателя вроде меня, а потому драматическая часть воспринимается ближе к сердцу и воздействует сильнее.

На смену Фионе Стэплз окончательно пришла Вероника Фиш. Она заканчивала первый том, и, видимо, менять художника на последних двух номерах вошло в традицию. Если вы внимательнее присмотритесь ко второй странице книги, то быстро обнаружите странность: Вероника числится художником до десятого номера, а над одиннадцатым и двенадцатым работали Райан Джемпол и Томас Питилли. Причем если первый занимался раскадровкой, то второй — некими «окончательными вариантами». Не могу сказать, что было указано в оригинале, но «Вики» по миру «Арчи» от издательства «Archie Comics» ясно дает понять, что Томас отвечал за наброски и тушь.

Рисунок будто подгоняли под первый том. Хотя для Вероники Фиш такой стиль новым не является — взгляните хотя бы на второй том «Шелк» от «Marvel». Герои местами угловаты, да и в целом стиль напоминает скорее наброски. Для юмористического комикса это то, что надо. Цвета яркие, но работа не может похвастать оригинальными находками — в основном используется заливка ровным тоном.

Далее читателя ждут наглядное пособие по тому, как построить и разрушить отношения за одну неделю, грязные методы ведения предвыборной кампании и еще один неоднозначный персонаж, чья неоднозначность прямо заявлена автором. От подростковой комедии — к предвыборным интригам, потом — к романтике, драме о презрении обществом и, наконец, к финалу истории, которая завершается на грустной ноте, не лишенной, однако, интриги. Сборник вышел разнообразным и неожиданно насыщенным. Полутона добавляют реализма, персонажи кажутся живыми, а комедийные моменты дают разрядку.

Серия получилась очень авторской. Марку Уэйду дали карт-бланш, и он продолжает удивлять, углубляя образы героев и уводя повествование в неожиданные стороны. Сериальный формат все еще воспринимается органично. Надеюсь, следующий том не придется ждать целый год.

© Ю. Гламаздо

Next Post

Previous Post

Leave a Reply

© 2018 GEEKtar

Theme by Anders Norén