«Бэтмен: Ноэль» Л. Бермехо

Католический мир встречает Рождество, а значит, пришло время окунуться в атмосферу праздничного — или не совсем — Готэма

Этот комикс слишком давно числится в списке стола заказов, и все потому, что я проворонил прошлое Рождество, а лучшего момента для рецензии на «Бэтмен: Ноэль» не найти. Ведь произведение рассказывает о похождениях ушастого мстителя в канун Рождества.

Бэтмен охотится на безработного бедолагу, которому пришлось наняться к Джокеру, чтобы устроить для сына праздник. Ну, или так все хочет выставить Ли Бермехо, выступающий в данном случае и художником и сценаристом. Ли попытался обыграть культовое произведение — «Рождественскую песнь», заменив Скруджа на Бэтмена. Получилось неудачно.

Думаю, рассказывать о «Песне» не стоит. Существует огромное количество экранизаций, переосмыслений и отсылок к этому произведению Ч. Диккенса. Даже если вы не читали книгу, то о призраке прошлого Рождества слышали наверняка. Так вот эту самую историю о старом скряге, которому предстоит преобразиться в канун Рождества, рассказывают нам снова, да только жутко неумело. Что странно, ведь это вроде не особо трудно. Нужно лишь понять, что история Диккенса — это не набор определенных атрибутов, а цельная история, каждый эпизод которой стоит на своем месте не просто так.

Бермехо же копирует структуру, будто не понимая, как работают сцены оригинала. У Диккенса призраки показывали Скруджу эпизоды, непосредственно связанные со Скруджем, причем одни заставляли его вспоминать о том, каким он был, а другие предостерегали. У Бермехо прошлое показано лишь размытым воспоминанием об сражении с Женщиной-кошкой. Каким образом это должно было напомнить Бэтмену об утерянной человечности? Да и будем честны: в 10 лет на глазах Брюса застрелили его родителей, а вся его дальнейшая жизнь превратилась в нескончаемую борьбу с мраком, череду встреч с самыми ужасными сторонами человечества и потерь близких людей. Можно ли вообще найти светлые эпизоды в прошлом Бэтмена? В настоящем Супермен таскал его, как котенка, по городу, показывая случайных людей, готовящихся к празднику. Бэтмен не знал, что люди празднуют Рождество? В будущем же Бэтмен увидел толпы безумцев, которые в праведном гневе устраивают суды Линча над любым преступником. Каким-то образом эта жестокость связана с Брюсом, но лично мне это не понятно, потому что он не проявлял жгучего желания казнить бедолагу Боба прямо на улице. Ему всего лишь не нравятся преступники.

Как мне кажется, каждый из этих эпизодов непродуман. Да и основная претензия натянута. По сути, Брюсу в укор ставят то, что он слишком резко относится к Бобу. Бермехо пытается показать преступника несчастным заложником обстоятельств. Но будем откровенны: Ли недвусмысленно показывает, что без всякого принуждения Боб согласился поступить на службу курьером к самому жуткому маньяку в городе. Вряд ли он жил в бункере и не догадывался о том, на какого человека решил работать. Здесь нет никакой интриги, как, например, в «12 разгневанных мужчинах», когда ни присяжные, ни зритель не знают наверняка, убил ли парень отца. Мы точно знаем, что Боб работает на клоуна-убийцу по собственной воле. Так отчего же Бэтмена не должно тошнить от такого персонажа? Потому что он отец? Потому что у него лицо простака? Или потому что Бермехо это необходимо для построения повествования? Сам этот конфликт ломает сюжет.

Каждый момент в комиксе малоубедителен. Я не могу поверить и в чудесное перерождение Бэтса. Я понимаю, что могила в данном случае символизирует смерть и возвращение к жизни через обновление. Привет, кстати, старине Моррисону и его арке «R.I.P.» Как видение армии его последователей и кучи банальностей заставило Бэтмена измениться?

В общем, вопросов к сценарию очень много. История совершенно неубедительная и незахватывающая. В моей коллекции «Ноэль» появился исключительно как артбук. Талантом к рисованию Бермехо одарен так же сильно, как лишен его в сценарном деле — он переполняет графический роман сотнями строчек текста. Каждая страница — произведение искусства. Безумное внимание к деталям создает неповторимый кинематографический стиль рисунка Ли. Я люблю полистать «Ноэль», чтобы просто полюбоваться видами города. Хотя такой реалистичный стиль кому-то может прийтись не по душе.

В целом у меня сложилось ощущение, что Ли Бермехо слишком увлекся работой над Роршахом и решил превратить его в Бэтмена. В такого же бескомпромиссного борца с преступностью, который в итоге преображается в чуткого добряка. Увы, не получилось у Ли создать своих «Хранителей». Вместо этого перед нами неумелый пересказ классического произведения, где полностью искажен посыл оригинала. Что-то вроде «Буратино». Так что литературной ценности комикс не несет, зато можно полюбоваться картинками.

© Винсент Гуль

Next Post

Previous Post

Leave a Reply

© 2018 GEEKtar

Theme by Anders Norén