Цифровые комиксы: вчера, сегодня, завтра

Какое место занимает электронная дистрибуция в российской индустрии комиксов? В чем заключаются ее преимущества? Какие риски с ней связаны? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в сегодняшней статье

Электронная дистрибуция давно и прочно вошла в нашу жизнь. С появлением все новых гаджетов растет и число рынков сбыта предназначенного для них контента. Развитие также получают способы изъятия денег у населения. Любое бесплатное приложение монетизируется за счет рекламы, а с помощью книг, перешедших в общественное достояние, можно неплохо пропиарить интернет-магазин. Неужели комиксы стали исключением? Отнюдь.

Marvel и DC давно обзавелись фирменными приложениями для распространения комиксов в электронном виде. Цифровые версии бумажных синглов удобны в использовании и доступны из любой точки земного шара. Однако это удовольствие не из дешевых, все же продажа осуществляется за доллары. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, свежий выпуск «Бэтмена» обойдется вам в 219 рублей. При этом вы получите комикс на английском языке.

Альтернативой может служить ComiXology — расширенный вариант фирменных приложений от «Большой двойки», дополненный комиксами других издательств. Вся коммерческая часть отдана на откуп Amazon, ведь ComiXology — детище именно этой корпорации. С расценками ситуация следующая: от 2$ за выпуск или подписка за 6$. Огромный выбор комиксов и манги, есть даже серии Bubble на английском. А вот  изданий на русском — кот наплакал. Есть комиксы по Overwatch, бесплатные и на великом и могучем. Можете попробовать поискать еще, но вряд ли найдете много.

Наконец, Google Play Books тоже распространяет самые разнообразные комиксы — как хорошие, так и не очень. На английском, конечно. В основном это сборники, но встречаются и одиночные выпуски. Никаких региональных цен нет, все в долларах. Зато компания Google разработала алгоритм для увеличения пузырей с текстом для удобного чтения комиксов на маленьких экранах смартфонов. Работает не всегда идеально, но в целом удобно. Почему-то поддерживаются только комиксы Marvel и DC.

В России с цифровой дистрибуцией до последнего времени все обстояло не слишком обнадеживающе. Можно отметить разве что «ЛитРес», где продаются комиксы «АСТ», сверстанные в PDF, да Bubble с его фирменным приложением. Последнее — пока самое удачное решение в отечественной практике. Тут вам и разные режимы чтения комиксов, вплоть до выделения фрагментов (альтернатива алгоритму Google), и бесплатные номера, есть даже комикс от Bubble Visions. Не самое красивое приложение в подборке, но достаточно функциональное. Свежий номер комикса можно купить за 59 рублей.

Неожиданно в конце 2017 года появились две новости, к которым аудитория отнеслась, как мне кажется, без должного внимания. Bookmate подписал договор о дистрибуции комиксов по текущему канону «Звездных Войн» на своей площадке, а «Истари» договорилось с сайтом ReadManga о распространении некоторых своих серий. Разберем подробнее каждую новость.

Договор, заключенный между Bookmate и Disney, касается комиксов, печатные версии которых издает «Комильфо». Всего выпущено пять серий: первые четыре включают по три номера, пятая состоит из шести. Обещают еженедельные обновления, благо переведенного материала несколько больше представленного. Выглядит все не слишком обнадеживающе, но только на первый взгляд, и вот почему.

Я не фанат «Звездных Войн». Смотрел все фильмы, отличу Татуин от Эндора, но читать комиксы — а тем более покупать TPB — не стану. Не потому, что жалко денег — бумажные издания не слишком дорогие, скорее, не понятно, что делать с комиксом, не оправдавшим ожиданий, после. Оставлять одинокий номер на полке? Продавать? Отдавать знакомому фанату? Не всякий перфекционист или интроверт согласится на такое. Электронная версия лишена этого недостатка. Достаточно купить два-три номера, познакомиться с ними, понять, хочешь ли читать дальше, и удалить, если они не понравились.

Disney приобрел права на все комиксы Marvel, а это значит, что если все пойдет хорошо, то мы сможем увидеть больше новых серий в электронном виде. Учитывая кассовые сборы фильмов MCU, немудрено начать распространять и цифровые версии комиксов, расширяя аудиторию и привлекая тех читателей, которые обычно обходили комиксы стороной.

Далее перейдем к более тонким материям. Сложно встретить перевод, который не ругали бы на просторах интернета. Не всегда оправданно, но мы помним «Сказки», скандал с которыми был знатный. После материала на Spidermedia о переводе «Мираклмена» невольно задумываешься: «Стоит ли брать книгу?» И снова разговор не о деньгах. Поощрение халтуры ведет к появлению еще большей халтуры. Да и осознание того, что красивая книга, стоящая на полке, полна ошибок и опечаток, не слишком приятно.

Однако спускать всех собак на издательства не стоит. Все мы люди, все мы совершаем ошибки. Но страницы в книге невозможно заменить, особенно когда многотысячный тираж раскуплен. Нельзя использовать магию вне Хогвартса. Или все-таки можно? Волшебная электронная версия способна обновляться. Достаточно положить исправленный файл на сервер, и он разлетится по устройствам пользователей в одно мгновение. Таким образом, прежде чем купить издание, которое станет предметом гордости любого коллекционера, можно «опробовать» перевод. Это не означает, что исчезнут разгромные статьи или переводчики станут небрежнее относиться к своей работе, ведь можно потерять самое ценное — доверие читателей, зато в итоге мы получим настолько идеальную версию, насколько это возможно.

Ситуация с «Истари» не менее интересная. Япония — страна загадочная, и получение разрешения на распространение электронных версий манги — большой шаг для русскоязычного издательства. Для японцев подобное разрешение — дело чести, ведь рисованные истории считаются в Стране восходящего солнца частью культурного достояния. Негоже вверять их в руки первого встречного, а тем более распространять через интернет, где пираты не дремлют.

Интересный факт: половина выручки с продажи манги идет напрямую автору. То есть можно действительно поддержать любимого мангаку рублем. Качество изображения у лицензионной манги выше, чем у сканлейта, что является дополнительным поводом для покупки. В ассортименте уже сейчас можно найти даже русскую «Якутию».

Манга редко может похвастаться красивыми изданиями. Практичные танкобоны созданы скорее для чтения на бегу. Японский вариант — еженедельный сборник на дешевой бумаге — и вовсе был создан для того, чтобы комиксы приносили доход. В отличие от западных коллег, которые предпочитают зарабатывать на сопутствующих товарах. Цифровая версия прекрасно ложится в эту концепцию: читать на бегу с планшета или телефона удобно, а книга никогда не истреплется, страницы не выпадут и корешок не потемнеет от постоянных прикосновений.

Перспективы кажутся фантастическими — планируется издание периодических цифровых журналов. Это значит, что русскоязычная аудитория получит возможность знакомиться с новинками практически одновременно с японскими читателями. Если проект даст прибыль, то иностранные издательства позволят российским приобрести лицензии на более известные серии. Робко напомню, что в России существует далеко не одно издательство манги. Главное, чтобы начинание оказалось финансово успешным.

Кстати о деньгах. Схемы монетизации у Bookmate и ReadManga разные. Первые используют подписочную систему. Оплатил месяц — читай сколько успеешь. Не успел дочитать — плати за следующий. Вторые продают по одному номеру. В перспективе система ReadManga более гибкая. Именно такой подход использует «ЛитРес». Посмотрите: онлайн-магазин устраивает распродажи, снижает цену при покупке серии книг, создает акционные предложения для ряда товаров, может позволить себе коллаборации, чтобы в очередной раз заявить о себе.

Все вышеперечисленное потребует от издательств иного подхода для построения работы. За единицу товара будет приниматься один номер комикса, который нужно перевести, отредактировать, отретушировать и, наконец, выложить на всеобщее обозрение. Потребуются и дополнительные страницы — например, обложка для каждого номера, часто сложная в плане ретуши. Дополнительные издержки издательства должны нивелироваться за счет электронной площадки, которую содержит не издатель, а дистрибьютор, и отсутствия расходов на полиграфические услуги.

Идеальный мир построен, можно жить. Как бы не так! Проблемы начинаются со все возрастающего распространения такого явления, как пиратство. В России не принято платить за контент. Пользователю все еще сложно уложить в голове мысль: «Почему я должен платить за то, чего не могу подержать в руках?»

Решением может стать DRM-защита, которую, к примеру, использует Amazon. Но нет идеальной обороны, взломать можно все. На мой взгляд, стоит пойти по пути Steam и GoG. Первые ввели региональные цены на компьютерные игры, что позволило покупать новые релизы за 30$ вместо 60$ (в пересчете на рубли). Вторые принципиально не используют никакой защиты, а старые игры оптимизируют под современное железо и операционные системы. Таким образом, люди платят за удобство — не нужно самим копаться в настройках, проводя часы за бесплодными экспериментами в попытках запустить старую, но ностальгически любимую игру.

Разумеется, эти методы могут не сработать. В первую очередь необходимо изменить образ мыслей людей. Пока в сознании читателей жива мысль о том, что любое произведение, любую книгу можно получить «на халяву», никакие преимущества, предлагаемые цифровыми издательствами, не будут приниматься в расчет.

Наконец, пару слов о технической стороне вопроса. Большим достоинством затеи является размещение источника продаж на уже зарекомендовавшей себя платформе. Подобный проект «с нуля» обошелся бы в кругленькую сумму, да и будущая поддержка проекта не бесплатна. У Bookmate и ReadManga уже есть пользователи, базовые модули вроде авторизации и методы хранения данных. Внедрение дополнительной сущности в виде комиксов (Bookmate) или механизмов оплаты (ReadManga) не бесплатно, но себестоимость намного ниже проекта «с нуля».

Будущее наступает. В наших силах это будущее приблизить или отдалить. Бизнес есть идеальная демократия, где каждый голосует рублем, долларом или йеной. Нравится инициатива — поддержите любимое издательство. Если же нет — выбор есть, ведь книги с прилавков никуда не исчезли.

© Ю. Гламаздо

Next Post

Previous Post

Leave a Reply

© 2018 GEEKtar

Theme by Anders Norén