> «Метрополис»: фильм, манга, аниме | GEEKtar

«Метрополис»: фильм, манга, аниме

Понедельник посвятим беседе о том, что объединяет кинокартину Фрица Ланга,
мангу Осаму Тэдзуки и аниме Ринтаро

Под заглавием «Метрополис» известны три произведения искусства: кинокартина Фрица Ланга (1926), манга Осаму Тэдзуки (1949) и анимационный фильм Ринтаро (2001). Есть ли какая-то связь между ними? И если она действительно существует, что общего у названных произведений? Сегодня попытаемся дать ответ на эти вопросы.

В 1926 году увидел свет немой фильм «Метрополис», снятый режиссером Фрицем Лангом. Сценарий для киноленты был написан Теа фон Харбоу, которая одновременно с его созданием вела работу над одноименным романом. Современными критиками кинокартина Ланга признается одним из величайших немых кинопроизведений, ее называют «высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма». Несомненно, фильм заслуживает такой высокой оценки.

События кинокартины разворачиваются в «совершенном», технологически развитом городе будущего, создателем и правителем которого является Йо Фредерсен. Однако Метрополис, купающийся в лучах прожекторов, скрывает немало мрачных тайн: город разделен на две части — «верхнюю», где праздную жизнь ведут представители высшего общества, и «нижнюю», в которой — о чем известно далеко не всем жителям «верхнего мира» — в нечеловеческих условиях обитают рабочие, обслуживающие центральный механизм Метрополиса — Машину-Сердце.

В один из самых обычных дней сын правителя, Фредер, жизнь которого проходит в развлечениях, встречает в Вечных Садах девушку по имени Мария. Она привела детей рабочих на верхние уровни, чтобы показать им лучшую жизнь, которую они должны стремиться достичь. Фредер с первого взгляда влюбляется в девушку и вскоре отправляется на нижний уровень искать ее, и этому путешествию суждено кардинально изменить представления юноши о мире, в котором он живет. После того как на глазах Фредера разворачивается трагедия и гибнет несколько людей, после того как юноша на собственном опыте познал тяжесть жизни рабочих, он решает сделать все возможное, чтобы улучшить их положение. Фредер остается на нижнем уровне, договорившись обменяться одеждой и ролями с одним из рабочих. После тяжелой смены поток рабочих уносит его на тайное собрание, где он встречает Марию, которая убеждает собравшихся людей в том, что лучшие времена настанут, когда придет Посредник и освободит всех угнетенных. В душе Фредера зарождается чувство, что именно ему суждено стать этим Посредником.

В это время Фредерсен обнаруживает в доме изобретателя Ротванга огромный бюст своей покойный жены Хель, в которую Ротванг был некогда влюблен. Ученый убеждает Фредерсена, что ему удалось вернуть Хель к жизни, и показывает созданную им женщину-робота (интересно отметить, что именно она послужила прообразом робота С-3РО из вселенной «Звездных Войн»). Узнав о том, что на нижнем уровне назревает мятеж, Фредерсен просит Ротванга придать роботу лицо Марии, чтобы доверие рабочих к ней было разрушено. Однако Ротванг, желая отомстить Фредерсену, не только копирует внешность Марии на «человеко-машину», но и приказывает ей погубить Фредерсена, его сына и город.

О дальнейших событиях фильма мы не будем рассказывать, чтобы не лишить наших читателей удовольствия, которое они смогут получить от просмотра киноленты. Несмотря на то что зритель не слышит голоса актеров, она не становится менее динамичной и захватывающей благодаря мастерской режиссерской работе и прекрасной актерской игре. Однако «Метрополис» не лишен звука совсем — на протяжении всего фильма играет великолепная музыка, написанная Готфридом Хупперцем.

История кинокартины тоже весьма интересна. Изначально продолжительность фильма составляла около двух с половиной часов, однако для проката в США в 1927 году кинолента была сокращена почти наполовину, из-за чего многие важные сюжетные линии были утеряны. На протяжении XX столетия были известны только сокращенные версии кинокартины, и лишь после 1960-х годов начались попытки восстановления фильма. Так, в 1984 и 2001 годах были представлены отреставрированные версии «Метрополиса», однако не все сцены удалось восстановить. В 2008 году в Музее Кино в Буэнос-Айресе совершенно случайно был обнаружен дубль-негатив полного варианта фильма на шестнадцатимиллиметровой кипопленке. Эта находка позволила отреставрировать и включить в киноленту 2001 года недостающие сцены фильма. Обновленная версия «Метрополиса» была представлена зрителям в 2010 году.

Именно кинофильм Ланга, по мнению многих критиков, вдохновил Осаму Тэдзуку на создание манги «Метрополис». Однако сам мангака в послесловии к англоязычному изданию «Метрополиса» утверждает, что не смотрел кинокартину Ланга и не знал, о чем она повествует. По его словам, в одном из журналов, посвященных кинематографу, он однажды увидел фотографию женщины-робота из фильма. Кроме того, ему «понравилось звучание слова “метрополис”», поэтому мангака позаимствовал его для заглавия своей работы. Но больше, подчеркивает Тэдзука, никаких связей с фильмом Ланга не существует. На наш взгляд, в работе Тэдзуки все же можно обнаружить больше сходств, чем утверждает автор, о чем мы подробнее поговорим ниже.

Обратимся к сюжету манги. Лето 19XX года. Человечество достигло пика своего развития, воздвигло потрясающий по красоте и величию город Метрополис, правителем которого является Дюк Рэд. Рэд, о чем мало кому известно, также возглавляет Красную Партию, преступную организацию, члены которой хотят с помощью изобретения Дюка повысить температуру на Земле, а когда расплавятся льды Антарктики, построить там штаб и управлять всем миром. Чтобы осуществить этот коварный замысел, Рэд обращается к доктору Лоутону, знаменитому ученому, которому удалось изобрести синтетические белки, с просьбой создать «супер-человека». Лоутону действительно удается сконструировать и «оживить» человека-робота, которому он дает имя Мичи. Однако поняв, что Мичи может стать грозным орудием в руках Дюка, он выкрадывает робота из лаборатории и разрушает ее, а Рэда убеждает в том, что Мичи погибла под руинами здания.

Девочка-робот живет в доме Лоутона и ничего не знает о своей настоящей сущности. Вскоре Мичи наскучивает проводить дни в компании доктора, и она убегает в Метрополис. В городе ей удается спасти девочку по имени Эмми из-под колес несущегося на нее автомобиля, и Мичи впервые понимает, что она чем-то отличается от окружающих людей. В городе Мичи знакомится с Кэнъити, племянником детектива Мусташо из Японии, который приехал в Метрополис, чтобы арестовать Дюка Рэда. Именно Кэнъити суждено стать настоящим другом Мичи и помочь ей узнать, кем она является на самом деле.

В это время детектив Мусташо, идя по следу Рэда, обнаруживает его тайное убежище и узнает, что под городом расположено несколько уровней, наполненных газом тороном, где работают построенные Дюком роботы. Детективу удается выяснить и то, что Рэд создал специальное устройство, которое помогает ему управлять роботами, и что Дюк намерен использовать его для воплощения в жизнь своих зловещих планов.

Не станем вдаваться в дальнейшие подробности сюжета, скажем лишь, что главным героям предстоит преодолеть множество трудностей и пережить немало приключений. Прочитав мангу до конца, у кого-то может сложиться впечатление, что Тэдзука подвержен технофобии. Однако «Метрополис» — скорее предупреждение человечеству, попытка донести хорошо всем известную мысль, которую в несколько перефразированном виде можно выразить следующим образом: мы в ответе за тех, кого создали.

Несмотря на то что в манге Тэдзуки поднимается серьезная проблема, в ней нашлось место и для юмора, который нередко буквально переполняет ее страницы. Поверьте, необычное чувство юмора Тэдзуки заставит вас, если вы решите познакомиться с его работой, не раз искренне улыбнуться. Если говорить о рисунке «Метрополиса», то нетрудно заметить, что манга выполнена в традиционном для Тэдзуки стиле: карикатурные персонажи, имеющие много общего с героями мультипликационных фильмов «Disney», обилие многолюдных сцен, тщательная прорисовка линий движения. В «Метрополисе» Тэдзука представляет и новых героев — инспектора Нотарлина и Дюка Рэда, которые позже не раз появятся в иных работах мангаки (Дюк, например, предстанет в образе Порфирия Петровича в манге «Преступление и наказание» (1953)). Других персонажей манги, Мусташио и Кэнъити, читатели ранее могли встретить на страницах «Lost World» (1948); Мичи в дальнейшем появится в знаменитой серии «Могучий Атом», а также станет прообразом Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании» и принцессы Сапфир в «Принцессе-рыцаре» (1953).

И все же больше сходств с кинокартиной Ланга имеет не манга Тэдзуки, а снятый по ее мотивам анимационный фильм, режиссером которого стал Ринтаро. Сценарий для аниме был написан Кацухиро Отомо, автором легендарной научно-фантастической манги «Акира».

Аниме начинается с эпизода празднования, посвященного завершению строительства Зиккурата, который возвышается в самом центре Метрополиса. Празднование пытается сорвать робот, сбежавший из предназначенной ему зоны, но его застреливает юноша по имени Рок, который состоит в организации под названием «Мардуки» (можно провести параллель с Красной Партией в манге Тэдзуки), задача которой состоит в том, чтобы контролировать перемещения роботов. Этот персонаж отсутствует в манге Тэдзуки, однако в аниме ему отведена одна из главных ролей. Кроме того, интересно отметить, что его образ будет использован Эйдзи Оцукой в манге «Левиафан» (1999).

Из Японии прибывают частный детектив Сюнсаку Бан (в манге Тэдзуки — детектив Мусташио) и его племянник Кэнъити Сикисима, чтобы обнаружить след доктора Лоутона, международного преступника, подозреваемого в торговле человеческими органами. Ранее к Лоутону обратился герцог Рэд, самый влиятельный человек в Метрополисе, с просьбой создать искусственного человека по образу его дочери, погибшей много лет назад, чтобы с его помощью управлять не только городом, но и всем миром. Лоутон, создав человека-робота, дает ему имя Тима и решает скрыть его от Рэда. Но в лабораторию ученого врывается Рок, который питает отвращение ко всем роботам, и взрывает ее.

На место пожара прибывают Сюнсаку и Кэнъити, но во время суматохи племянник и дядя теряют друг друга. Кэнъити обнаруживает, что Тима осталась жива. Пытаясь выбраться из-под пылающих руин лаборатории, Кэнъити и Тима проваливаются на нижние уровни города. Нашим героям предстоит скрываться от преследования Рока, решившего во что бы то ни стало уничтожить девочку-робота, познакомиться с повстанцами, недовольными тем, что роботы оставили их без работы, и готовыми в любой момент начать вооруженное восстание, а также узнать об истинной природе Тимы.

В анимационном фильме Ринтаро, помимо знакомых по манге Тэдзуки персонажей (Рэда, Тимы/Мичи, Кэнъити, Сюнсаку/Мусташио, доктора Лоутона, робота Фифи, помогающего героям), появляются новые действующие лица: кроме уже названного Рока в сюжет введены повстанцы, члены правления Метрополиса, робот-детектив Перо. Некоторые эпизоды аниме могут показаться излишне обрывочными, недосказанными, однако работа Ринтаро, безусловно, стоит того, чтобы ее посмотреть. Одним из стимулов к этому может стать потрясающая джазовая музыка, которая практически непрерывно звучит на протяжении всего аниме. Быть может, ее не всегда можно назвать уместной, однако в целом она создает нужное настроение.

Кратко рассмотрев анализируемые сегодня произведения, поговорим о том, что их все объединяет. Если опустить сюжетные подробности и принять некоторые упрощающие допущения, то можно обнаружить, что все работы имеют немало общего, помимо единого заглавия. Отдельно стоит выделить следующие сходства.

  1. Время действия. Действие фильма Ланга, манги Тэдзуки и аниме Ринтаро происходит в будущем. Причем авторами представлен оптимистичный образ будущего, в котором человеческому обществу удалось достичь вершины интеллектуального и технологического развития.
  2. Место действия. События произведений разворачиваются в технологически развитом городе под названием Метрополис, символизирующем могущество человечества: в небо вздымаются шпили многочисленных небоскребов, на огромной высоте проложены транспортные магистрали, воздушное пространство рассекают причудливые летательные аппараты.
  3. Принцип строения города. В каждом из рассмотренных произведений сделан акцент на многоуровневости Метрополиса. Так, в фильме Ланга показано, что город, как было сказано выше, делится на два уровня: «верхний», предназначенный для представителей высших слоев общества, и «нижний», в котором живут простые рабочие и их семьи, обслуживающие машины. Тэдзука в своей работе тоже изображает несколько уровней, скрытых под поверхностью города, о существовании которых не догадываются жители Метрополиса, где размещаются роботы. Город, изображенный в аниме, имеет намного больше уровней, и они отражают классовую принадлежность населяющих их людей: высшие уровни предназначены для привилегированного слоя, на средних ютятся рабочие, а самые нижние предназначены для роботов. Последние, хотя и имеют право посещать верхние и средние уровни, могут передвигаться по ним лишь в разрешенных пределах.
  4. Личность ученого. Во всех трех произведениях одну из главных ролей играет ученый, которому предназначается создать человека-робота. В «Метрополисе» Ланга в сердце ученого Ротванга не могут угаснуть чувства к женщине по имени Хель, потому он стремится «оживить» ее, однако позже созданное им существо превращается в орудие мести давнему сопернику. В манге Тэдзуки показано, что доктором Лоутоном движут благородные цели: он пытается доказать, что живое существо возможно создать искусственным путем, и таким образом внести свой вклад в науку. Доктор, несомненно, выступает положительным персонажем, поскольку он изображается честным, справедливым, лишенным корысти человеком. В аниме образ Лоутона был пересмотрен: доктор предстает преступником, который не гнушается использовать «грязные» методы ради достижения собственных целей.
  5. Личность правителя (или одного из главных лиц) города. Правитель Метрополиса (в фильме — Йо Фредерсен, в манге — Дюк Рэд, в аниме — герцог Рэд) — это, как правило, властный, деспотичный человек, способный пойти на жестокие, крайние меры, чтобы сохранить целостность принадлежащего ему города. Если в кинокартине Ланга мы видим, что Йо Фредерсену не чужды теплые чувства (не один раз показано, что он искренне заботится о сыне), то Рэд (как в манге, так и в аниме) лишен человечности. В работе Тэдзуки показано, что Рэд жестоко эксплуатирует созданных им роботов, а Мичи была ему необходима лишь для того, чтобы с ее помощью установить власть над миром. В версии Ринтаро Рэд, несмотря на то что он поручает Лоутону создать робота по подобию своей погибшей дочери, предполагает использовать его для управления городом и — больше — всем миром.
  6. Ключевая проблема. Основная проблема, поднимаемая во всех рассматриваемых произведениях, — роль и место человека (а также роботов) в технологически развитом обществе. В киноленте Ланга представлено четкое разделение людей на «высший» и «низший» классы: первому предназначена легкая, веселая жизнь без забот, представители второго рассматриваются только как «расходный материал». В манге названная проблема получает развитие лишь в финале, а в качестве «угнетаемых» выступают созданные Дюком роботы. В аниме изображены две группы «притесняемых» персонажей: с одной стороны, это люди, оказавшиеся без работы после того, как большая часть их функций была передана роботам; с другой, роботы, которые безжалостно эксплуатируются и лишены каких бы то ни было прав. Общим для фильма, манги и аниме является и то, что в какой-то момент люди «низшего» класса и роботы устают мириться со своим положением и решают поднять бунт. Однако его итог в названных работах оказывается разным.
  7. Человек-робот и его судьба. Созданный ученым робот становится одним из центральных персонажей в анализируемых произведениях. Несмотря на то что причины его создания различны, в каждом случае человека-робота ждет трагичный финал. Образы роботов в фильме и манге/аниме значительно отличаются: в работе Ланга «человеко-машина» была лишь безвольной игрушкой в руках своего создателя, которая беспрекословно выполняла все его желания; в произведениях Тэдзуки и Ринтаро девочка-робот Мичи/Тима наделена человеческими чертами характера, имеет волю и действует в соответствии с собственными стремлениями.

Безусловно, можно еще немало сказать о сходствах и отличиях, оригинальных решениях, приемах и особенностях киноленты Ланга, манги Тэдзуки и анимационного фильма Ринтаро, но мы предоставим нашим читателям возможность самим познакомиться с рассмотренными произведениями и составить собственное мнение о них. Все работы, несомненно, заслуживают особого внимания, и если сегодняшний обзор подвигнет кого-то познакомиться с ними, это будет высшей наградой для автора.

© Е. Галяткина

Next Post

Previous Post

Leave a Reply

© 2018 GEEKtar

Theme by Anders Norén