«Real» Такэхико Иноуэ

Обсуждаем еще одну работу Такэхико Иноуэ, в которой центральное место уделено
по-настоящему важной проблеме

Сложно объективно оценивать то, в чем не разбираешься, что не можешь проверить на собственном опыте, а в данном случае — и не хочешь. Но ведь одна из главных задач искусства состоит в том, чтобы максимально достоверно передать опыт и позволить человеку-акцептору прочувствовать все то, что автор вложил в свое творение. Поэтому в тексте рецензии преимущественно будут отражены те ощущения, которые я испытал, читая «Real».

Три жизненных пути, три флагмана сюжета. Номия Томоми «цепляет» на улице девушку и мчит ее сквозь ночь на мотоцикле, однако резко вывернувший из транспортного потока автомобиль кардинально меняет судьбу подростков. Последствия аварии неутешительны: Номия ломает руку и зарабатывает исключение из школы, а девушка навсегда остается прикованной к инвалидному креслу.

Тогава Кийохару подает большие надежды и в десять лет готовится стать одним из лучших спринтеров Японии. Однако парню диагностируют остеосаркому — рак костей, развившийся в ноге. Чтобы метастазы не появились в легких, ногу ампутируют. Но Тогава не сдается и вместо спринта начинает заниматься баскетболом на инвалидных колясках.

Такахаси Хисанобу предстает перед читателем бодрым и здоровым лидером класса, отличником боевой и теоретической подготовки. Любимчик девушек шутки ради крадет велосипед, и карма не заставляет себя долго ждать: Такахаси попадает под колеса грузовика, но выживает, хотя и остается инвалидом. Повреждение позвонка не дает ни толики надежды на то, что однажды он снова сможет ходить.

Несмотря на плачевное состояние каждого из героев, сопереживать не хочется никому из них. Номия — разгильдяй, который, вместо того чтобы учиться, дни напролет проводит на баскетбольной площадке. Более того, после отчисления на пороге школы он оставляет не самый приятный «прощальный подарок». Тогава погряз в комплексах, которые превращают его в эгоиста. Он постоянно ссорится с партнерами по команде и каждый раз пытается вытягивать игру в одиночку. Пример Такахаси еще более печален: авария, фактически разрушив жизнь парня, показывает истинный характер «лучшего ученика» — он сдается при первой же трудности, давая волю отчаянию и страху.

Конечно, поступки каждого из героев можно понять. Они не самые плохие люди, им просто не посчастливилось оказаться в тяжелой ситуации, которая заставляет снова и снова задаваться вопросом: «Почему именно я?!», однако, как говорил Смерть у Пратчетта: «Справедливости нет, есть только я». И с другой стороны, откуда я знаю, как сам поступил бы на их месте? Быть может, так же проклинал мать в приступе бессильного отчаяния или замкнулся в себе. Именно эта мысль приходит сразу после представления персонажей. Именно она заставляет читать дальше.

Автор решил не облегчать задачу читателю и не выставлять инвалидов героями. Напротив, в процессе реабилитации и развития сюжета каждый из них, наряду с положительными, показывает немало отрицательных сторон. Мысль, которую Такехико пытается донести, несколько иная: инвалиды — тоже люди. Человек остается человеком, даже если он прикован к инвалидному креслу, имеет протез или ожидает окончания ремиссии.

Главные герои собирают вокруг себя множество интересных персонажей. Например, в манге изображен бывший борец, который повредил позвоночник и теперь вынужден «подниматься с низов» наравне с другими пациентами реабилитационного центра. Автор концентрирует внимание не только на физиологических, но и на психологических проблемах. Это позволяет углубить образы, заставить читателя поверить в реальность изображенных в манге людей, благодаря чему создается впечатление, будто типажи списаны с настоящих людей.

Номия совершенно не вписывается в общую картину. Юноша вполне здоров, да и, пожалуй, он единственный, кого можно считать виновником собственных несчастий. Но история Номии показывает читателю: чтобы оказаться на обочине жизни, не обязательно становиться инвалидом, достаточно совершить одну серьезную ошибку. Будем честны: Номия никого не хотел калечить, а школа, пусть и трижды ненавистная, все же необходима для того, чтобы построить светлое будущее. Но обстоятельства сложились иначе, и нужно двигаться дальше.

Каждая глава дает пищу для размышлений. Во время чтения мне приходилось не раз обращаться за дополнительной информацией. Так я узнал, что в мире 65% случаев остеосаркомы приходится на возраст от 10 до 30 лет. Вдумайтесь: каждый второй может лишиться конечности в самом продуктивном возрасте, а то и вовсе умереть! Кроме того, количество мужчин, страдающих этим видом рака, в два раза превышает число женщин. Немало мне довелось узнать и об особенностях протезирования, параолимпийских видах спорта, спорах о преимуществе спортивных протезов перед человеческими ногами и многом другом.

Рисунок «Real» сильно отличается от предыдущих работ автора. Здесь сильнее проявляется заигрывание с тенями, тщательнее прорабатывается мимика персонажей и значительно увеличивается набор используемых кадров, которые варьируются от менее детализированных динамичных до детально прорисованных статичных. А цветные страницы совершенно неожиданно становятся доказательством того, что мангу можно раскрашивать и это будет уместно.

Если попытаться одним предложением сформулировать то, о чем повествует работа Иноуэ, то можно сказать, что «Real» — это манга о поиске самого себя. Что бы с тобой ни случилось, сколько бы препятствий ни стояло на твоем пути — важно поставить перед собой цель, смело идти ей навстречу и оставаться самим собой.

© Ю. Гламаздо

Добавить комментарий