«Жорж Дантес. Удивительный путешественник во времени» В. Терлецкий, А. Акишин

Обзорную экскурсию «Знай и люби отечественную комикс-индустрию» завершаем на издательстве «Комильфо» и выпущенном им экстравагантном комиксе Виталия Терлецкого. Пока интернет пестрит реакциями на Романа и его противостояние ласточкам, вспомним раннюю работу сценариста. Тем более что за рисунок в ней отвечает сам Аскольд Акишин! Пушкин, Маяковский, мистические усачи! Читаем комикс «Жорж Дантес. Удивительный путешественник во времени»

Писать рецензию на работу Виталия Терлецкого сложно. Этот сценарист обладает специфическим чувством юмора, любит использовать прием деконструкции, а главное — создает крайне странные истории. Когда рецензент читает очередное произведение Терлецкого, перед ним встает выбор: либо признать, что в нем нет никакого смысла и оно сделано просто для развлечения (но тогда теряется смысл написания самой рецензии), либо попытаться интерпретировать прочитанное, рискуя привнести смыслы, которые автор не вкладывал. Я склоняюсь ко второму варианту, но советую читателю помнить о том, что все сказанное о комиксе «Жорж Дантес. Удивительный путешественник во времени» может не иметь никакого смысла.

Издательство «Комильфо» существует на протяжении более 10 лет и за это время приобрело большое влияние. Благодаря выгодным контрактам с Marvel, умелому маркетингу, эффективному ведению бизнеса, а также слиянию с «Эксмо» издательство втрое обгоняет по объемам выпуска книг большинство своих конкурентов и в полтора — издательство «Азбука». При этом «Комильфо» редко выпускает комиксы отечественных авторов. По данным сайта Comixide.org, за 2018 год им издано 115 переводных комиксов и 1 отечественный («Омон Ра» А. Акишина), если не считать книги с вариантными обложками. В предыдущие годы соотношение оставалось примерно таким же. В свете стремительного расцвета российской индустрии в последние два года эта статистика удручает. Однако об этом поговорим в другой раз, сейчас же отмечу, что комикс «Жорж Дантес» чудом увидел свет, и немалую роль в этом сыграло то, что Терлецкий до недавнего времени был главным редактором «Комильфо».

Хотя проще сказать, кем он в «Комильфо» не был. Этот удивительный человек руководил издательством, редактировал книги, организовывал фестивали, работал в магазине и в целом принимал деятельное участие в развитии индустрии. Параллельно с этим он успевал писать и даже рисовать собственные комиксы, каждый из которых становился событием. Достижения Терлецкого на ниве комиксов — результат пути проб и ошибок. Причем проходил он этот путь на ощупь, потому что даже образование Виталия не является профильным: он отучился на молекулярного биотехнолога и несколько лет занимался изучением и разведением особого вида плесени, прежде чем комиксы поглотили его навсегда. В российской индустрии комиксов Терлецкий уже 7 лет, и теперь ее трудно представить без него.

Комикс «Жорж Дантес» — ранняя работа Терлецкого, написанная после «Шафировского проспекта» и «Горелово». Сюжет, как и во многих других работах автора, прост и функционален: Жорж Дантес путешествует во времени, сталкивается со знаменитыми писателями и поэтами и стремится убить Пушкина. Развитие истории можно предсказать по обложке и названию, а ее финал известен любому школьнику (даже если это не так, главный герой раскрывает развязку на первой же странице). Для Терлецкого сюжет — не более чем идейная канва, на которую он нанизывает шутки и каламбуры.

А вот находки Виталия действительно интересны. Открывается комикс изображением голой груди Анны Ахматовой, с которой Жорж имел мимолетную интрижку. Затем главный герой отправляется в гости к Сергею Есенину, который своим гением создает параллельную Вселенную, но с трудом удерживает две реальности от катастрофического столкновения. Затем Дантес встречается с Маяковским, одетым в кибернетическую броню. И, наконец, добирается до Александра Сергеевича Пушкина, демона, с помощью стихов поглощающего энергию людей. Герою предстоит совладать с адской свитой, победить демонического прихвостня и справиться с главным боссом. И все это по поручению Усатого Синдиката Мистиков — таинственной организации, управляющей нашим миром.

Звучит как шизофренический бред, не правда ли? Для меня — да, и именно в этом заключается очарование истории. Аллюзии на реально произошедшие события, литературные шутки, атмосфера мистики — получившийся коктейль веселит и завораживает, комикс хочется вновь и вновь перечитывать. Известные читателю происшествия, такие как смерть Пушкина и загадочные самоубийства поэтов Серебряного века, выстраиваются в складную, законченную историю, заставляющую задаться вопросом: а вдруг? Единственный выпадающий из этой схемы элемент — фигура Лермонтова, смерть которого обставлена и объяснена крайне неубедительно. Комикс обошелся бы без этого персонажа, но Терлецкий не смог удержаться от шутки про вторичность некоторых произведений Михаила Юрьевича.

Юмор в комиксе претендует на изящество и интеллектуальность, но в то же время прост, что не может не тешить самолюбие читателя. Шутки вполне укладываются в традиционную схему Терлецкого: начать с пафосной фразы, нагнетать напряжение, задать сетап, а затем либо выдать самый банальный панчлайн, либо оставить читателя совсем без него. Все это сценарист делает с ехидным прищуром, будто говоря читателю: «Я понял шутку, вы поняли шутку, зачем ее заканчивать?» Схема старая, но раз работает в КВН, сработает и здесь.

Все, что я написал выше, не имело бы никакого значения, если бы Терлецкого не поддержал самый известный художник нашей индустрии — Аскольд Акишин. Именно благодаря рисунку комикс производит столь сильное впечатление. Сам Терлецкий отмечает, что подход Акишина превратил комедию в «ироничную мистическую драму».

Рисунок Акишина легко узнаваем, при этом художник без труда подстраивается под подачу и идею сценариста, видоизменяя свой стиль. В этом комиксе он использует очень тонкие линии, прорисовывая черты лица русских классиков. Тень обозначается жирными, но разреженными полосками от центра фигур к периферии, что делает черно-белый рисунок легким и светлым. Акишин не только подстраивается под настроение комикса, он идет дальше, стилизуя каждую страницу под то время, в котором оказывается главный герой. Если в изображении Пушкина и Лермонтова чувствуется помпезность портретов классицизма, то портрет Маяковского, с прямыми, четко обозначенными границами света и тени, выполнен в советском конструктивистском стиле.

Акишин обладает прекрасным чувством пропорций, и намеренное искажение их создает сильный драматический эффект. Гениальной находкой, на мой взгляд, было замаскировать рога на голове Пушкина среди прядей волос. Чем тоньше становятся волосы и чем меньше поэт походит на человека, тем явственнее становятся видны рога, символ его демонического происхождения. Хорошо, что художник отверг первоначальный концепт Пушкина с крыльями летучей мыши за спиной. Это выглядело бы нелепо.

Выдающийся рисунок и любопытный концепт способствовали успеху комикса. Благодаря активным продажам производство не только вышло в ноль, но и принесло авторам прибыль. Комикс также отметило профессиональное сообщество: в 2017 году он был номинирован на премию Comicsboom в категории «Лучшая оригинальная книга комиксов или ван-шот» и стал лауреатом «Премии Малевича» в номинации «Лучший рисунок».

Забавный комикс с любопытным концептом и отличным рисунком, «Жорж Дантес» — хороший выбор, чтобы развлечь себя в праздничный вечер. И так ли уж важно, имеет ли описанное в нем смысл?

© Д. Коробенков

Добавить комментарий