Итоги 2018 года

В последние дни года принято подводить итоги. Мы решили оглянуться назад и вспомнить, чем радовал и огорчал, искренне удивлял и приводил в недоумение уходящий год

Юлий Гуль:

Подводить итоги с каждым годом становится сложнее, потому что мозг не приучен делить события на равные временные отрезки. Вместо этого он складывает всю информацию о комиксах в одну кучу, и трудно вспомнить, что случилось до прошлых новогодних каникул, а что — после.

За прошедший год в сфере комиксов я, в отличие от своих коллег, могу отметить мало событий, связанных непосредственно с отечественной комикс-индустрией, потому что увлекся историей рисованных историей (и во многом совсем не нашей). Приятным побочным эффектом этого хобби стало не только знакомство с людьми, которые знают о комиксах куда больше меня, но и появление таких несистематических рубрик, как «1001 Comics» и «Гуль Образовательный».

Что же касается комиксов, то мне запомнилось несколько работ.

Во-первых, я несказанно рад, что Джефф Лемир продолжает расширять свою вселенную «Черного молота», а на русском языке выходят уже спин-оффы этого мира. Серия захватила с первых номеров, и разочаровать меня ей по-прежнему не удалось.

Во-вторых, приятно удивила «Бумкнига», издав книгу Томаса Отта и сборник Тома Голда. Не устану признаваться в любви к художественному стилю и чувству юмора Тома. Вдвойне приятно, что благодаря нашему читателю я неожиданно стал обладателем подписанного экземпляра «Готовим с Кафкой», что вряд ли случилось бы, учитывая мою удаленность от мест активных комиксных действий.

В-третьих, есть среди отечественных авторов тот, кого я обожаю не меньше — а то и больше — Тома Голда. Игорь Олейников. Я так рад, что МИФ издает результаты его экспериментов на поле рисованных историй! На мой скромный взгляд, это будущая русская классика комиксов.

Также МИФ порадовал интересом к творчеству Уилла Айснера, познакомив русскоязычных читателей с его «Контрактом с Богом». Увы, свет так и не успело увидеть «Последовательное искусство», но я уверен, что мы сможем полистать его в самое ближайшее время.

Из последнего хочу отметить еще одного автора из копилки МИФа — Алекса Алиса. Я влюблен в его серию «Звездный замок» и с нетерпением ждал «марсианского продолжения». Забавно было наблюдать за тем, как в комментариях под анонсом о приезде Алекса на Comic Con Russia многие писали нечто вроде «еще один ноунейм», «а когда будут нормальные гости?», а после конвента отметили, что его выступление было лучшим. Алекс Алис — талантливый человек, который с трепетом и любовью относится к своим работам, что невозможно не заметить при чтении.

Юрий Гламаздо:

Год выдался сложным для любителей комиксов. С одной стороны — вал громких релизов и анонсов, с другой — множество скандалов. Пропущенные страницы, украденные переводы, неспособность нанять специалиста по шрифтам — подобные промахи стали у издательств чем-то сродни тренда. А еще был изрядно капающий на мозги феминизм (про который можно написать отдельный текст с подзаголовком «Почему это должно было стать спасением общества, но собрало все возможные грабли»), потому последние книги от «КомФедерации» вызывают злость. Оттого важно выделять тех игроков на рынке, которые внесли значимый вклад. В конце года я осознал, что два издательства запомнились мне особенно.

AltGraph всегда отличался самобытностью. Издавать мангу с рейтингом «18+», которая ориентирована на взрослых людей со сформировавшимися взглядами на жизнь, — это риск, тем более учитывая отношение к комиксам в России. В этом году издательство выпустило несколько очень сильных работ. В первую очередь —  трилогию «Графство Эссекс» и серию «Странники» — лучшую работу Лемира по версии Руслана Хубиева и мангу в жанре твердой НФ. Этого издательству показалось мало. «Дан приказ умереть!» стал интересным взглядом на Вторую мировую войну с точки зрения солдата Оси. Произведение во многом автобиографичное и очень человечное. В конце года AltGraph представил «Дневник моих исчезновений», до которого у меня еще не дошли руки, но описание выглядит крайне интересно.

Каждая книга издательства — это событие. К тому же качество изданий отличное, а спектр тем широк. Каждый может найти себе что-то по вкусу.

А вот «Истари» в этом году своим «особым путем» вызвало весьма сильные, но далеко не всегда положительные эмоции. Дело касается не издания книг так таковых — в данном плане у издательства все в порядке. Недостатка в интересных лицензиях нет, качество отличное, а редкие ошибки исправляются. Однако на каждое интересное начинание приходится сомнительная техническая реализация.

Обещанная цифровая манга наконец вышла… только на ReadManga. Сайт был хорош лет десять назад, но серьезно устарел сейчас, а про комфортное чтение с планшета вообще можно забыть. Обещали сотрудничество с «ЛитРес», но воз и ныне там.

Еще более спорная тема — сотрудничество с Wakanim. Для тех, кто не знает,  Wakanim — это онлайн-кинотеатр аниме. Один из двух, действующих в России. И с этого начинаются проблемы. Хотите смотреть «Невесту чародея»? Вам в Crunchroll. Зато SAO в прекрасном качестве с субтитрами и озвучкой — в Wakanim. То есть поклоннику аниме нужно минимум две подписки. Минимум, потому что Netflix тоже начал выпускать аниме и даже заручился парочкой громких названий вроде «Бойца Баки» и Castlevania.

При этом Wakanim пришел в Россию с ценами в евро, слабым начальным набором сериалов и без пробного периода. Про технические сложности и говорить не приходится — только писать в техподдержку. Причем решают проблемы программисты Wakanim порой радикально. Например, после жалобы на исключительно портретный режим приложения для iOS, неудобный для планшетов, компания выкатила обновление… которое сохранило на планшете только горизонтальную ориентацию экрана.

Со временем появились цены в рублях. Правда, они остались европейскими, но хоть какая-то стабильность, учитывая экономические условия в стране. Однако здесь подключилось комьюнити, которое совсем обнаглело от пиратской романтики. Доводы поражают воображение — «мы не хотим платить за пиксели». Начали появляться коррупционные схемы не хуже, чем у Навального, правда, без основания и логики. И в этом гомоне стало еще сложнее отделить зерна от плевел. Издательство оказалось в осаде.

Необоснованный вой толпы и реальные проблемы как с цифровой мангой, так и с Wakanim, безусловно, плохо влияют на репутацию издательства. Со временем все наверняка изменится к лучшему, но пока остается осадочек. И мне за него немного стыдно, потому что каждое начинание — отличная идея, однако я, избалованный современными доступными технологиями, уже не могу представить себе сервис без определенного уровня удобства.

Хочется оставить все плохое в уходящем году. Когда, как не сейчас, издателям делать выводы, подводить итоги и строить планы на год грядущий? Надеюсь, что в 2019-м мы увидим, как расцветают хорошие идеи.

Алексей Разинов:

Уходящий год запомнился как хорошим, так и плохим.

Начнем с грустного. Однозначно, самое печальное событие года для меня — смерть Стэна Ли. Великий автор прожил долгую, яркую жизнь и был в преклонном возрасте, но от этого не становится легче. Ушла эпоха, оборвалась связь поколений. Индустрия понесла невосполнимую потерю.

К счастью, и хорошего в 2018-м хватало. Из зарубежных новостей хочется отметить переход Брайана Майкла Бендиса из Marvel в DC. Некогда успешный сценарист совсем скис, и смена обстановки пошла на пользу как ему самому, так и издательствам. Продолжают радовать блокбастеры, снятые по комиксам. И если фильмы из MCU давно приучили нас к высокой планке качества, то регулярно спотыкающиеся конкуренты из Sony и WB смогли приятно удивить пусть не великими, но и не плохими картинами «Веном» и «Аквамен».

Российская индустрия провела год неплохо. Я не веду статистику издательских косяков, но субъективно кажется, что скандалов с пропущенными страницами, опечатками и огрехами перевода стало меньше, а хороших комиксов (как лицензированных, так и отечественных) — больше. Ощутимого прогресса нет только в одном аспекте — скорости издания второго и последующих томов длинных серий. «Комильфо» и Fanzon держат хороший темп, но многие издательства могут год, а то и больше тянуть с выпуском продолжений, публикую при этом все новые и новые первые тома. Например, первый том великолепных «Дровосечек» от JJ вышел в 2016 году, а второго нет до сих пор — это не дело.

Моим фаворитом года в очередной раз становится издательство Jellyfish Jam. Несмотря на то, что они расстраивают нерасторопностью, радуют все равно в разы сильнее. Практически вся линейка комиксов издательства пришлась мне по душе, но особо могу выделить «Через лес» и «Бандитку» — великолепные нестандартные работы, которые в моем личном топе года делят первое место среди переводных независимых комиксов. Вполне вероятно, что на Олимпе могли оказаться и их же культовые «Звери с Бренного Холма», но эту работу я просто не успел прочесть. Из лицензированной в 2018-м супергероики выделю «Хоукая» Джеффа Лемира, изданного «Комильфо»: канадский сценарист уверенно продолжил культовую серию в неожиданном ключе, заставив ее заиграть новыми красками.

В наступающем 2019 году хочется пожелать издательствам продолжить положительные тенденции развития и искоренить отрицательные, а читателям — получить побольше хороших комиксов. Пусть все плохое останется в прошлом!

Екатерина Галяткина:

2018-й оказался насыщенным на события. В этом году мы горячо обсуждали громкие скандалы в индустрии, с нетерпением ждали анонсов от издательств, поддерживали важные инициативы, разоблачали откровенную халтуру, восхищались с любовью изданными книгами, пополняли личные коллекции, встречались с авторами и посещали значимые мероприятия. Не все события находили прямое отражение в Geektar, но они так или иначе влияли на нас и, конечно же, не могли не сказаться на тоне и направленности материалов. Суматошный год закончился, можно с облегчением выдохнуть и начать собираться с силами для года грядущего.

Для меня 2018 год прошел под знаком графических адаптаций и научно-популярных проектов. Увы, не все увидевшие свет издания оказались удачными: так, совершенно разочаровали серии «Классика в комиксах» и «Жизнь великих ученых в комиксах» от «Эксмо». Однако рост интереса читателей к адаптациям и научным комиксам, безусловно, радует . Из числа первых хочется особо отметить «Маленького принца» Жоанна Сфара («Бумкнига») и «Омон Ра» Кирилла Кутузова и Аскольда Акишина («Комильфо»), из числа вторых — книгу «Микросупергерои. Самый живучий» Ольги Посух («Самокат»). Также стоят отдельного упоминания замечательный сборник «Цветы на земле» («Гротеск»), прочитанный в этом году, и научно-популярная книга «В обозримом будущем» Келли и Зака Вайнерсмит («КоЛибри»).

К сожалению, мы так и не дождались выхода «Последовательного искусства» Уилла Айснера (МИФ), но все, несомненно, еще впереди. Если говорить об ожиданиях от грядущего года, то довольно многообещающе выглядит серия графических адаптаций произведений Г. Ф. Лавкрафта, созданная Танабэ Го («Фабрика комиксов»). Несколько томов вышло из печати уже в этом году, однако окончательно серия будет завершена лишь в следующем.

Сильнее всего в этом году порадовало то, что читатели при выборе комиксов стали обращать значительно больше внимания не только на само произведение или имя автора, но и на качество их редакционно-издательской подготовки. Без ложной скромности скажем, что и мы старались развить у читателей эту полезную привычку. Хочется верить, что наши усилия принесли свои плоды.

Дмитрий Коробенков:

Этот год стал знаковым. Моя жизнь сильно изменилась за эти 365 дней, но, если говорить про комиксы, 2018-й оказался для меня годом вхождения в индустрию. Причем довольно хитро — со стороны комикс-критики и продвижения комиксов. В этом году я присоединился к Geektar, а также еще одному связанному с комиксами проекту, общался с авторами, глубже погрузился в такие тонкости, как статистика продаж, и в целом погряз в комиксах с головой.

Сама индустрия радовала. Рынок комиксов (по крайней мере, в крупных городах) в прошлом году достиг критической массы насыщения, благодаря чему в 2018-м развитие индустрии стало не количественным, а качественным. Улучшилось качество изданий, линейка представленных зарубежных лицензий разнообразилась, и теперь нельзя сказать, что в комикс-магазинах стоят только комиксы Marvel и DC. По экспоненте увеличилось число отечественных изданий, для все большего количества людей в нашей стране комиксы становятся профессией, а не хобби.

Также, хотя это не относится напрямую к направленности Geektar, не могу не отметить выход в 2018 году нескольких фильмов и мультфильмов по комиксам, самыми яркими из которых стали «Мстители: Война бесконечности» (что было ожидаемо) и «Человек-Паук: Через Вселенные» (что стало неожиданностью). Последний, на мой взгляд, особо показателен для мировой индустрии комиксов в целом, потому что представление «Человека-Паука» в медиа является зеркалом отражения в культуре людей, читающих комиксы про супергероев. И если Человек-Паук Сэма Рэйми был нердом, Человек-Паук Марка Уэбба — гиком, а Человек-Паук Джона Уоттса — хипстером, то Человек-Паук от Sony (режиссеры здесь значения не имеют) предстал обывателем, медианным представителем культуры своего времени.

Поскольку меня интересуют в первую очередь комиксы Большой двойки и — с недавнего времени — российские проекты, то из понравившегося хочу выделить два сборника «Росомаха. Старик Логан» от «Комильфо» (сценарий — Джефф Лемир, рисунок — Андреа Соррентино), линейку Rebirth от «Азбуки», продолжающуюся серию «Пиджаки и Револьверы» от Bubble Visions (сценарий — Екатерина Морозова, сценарий и рисунок — Юлия Журавлева) и «Фольклориста» от «Другого издательства» (сценарий — Кирилл Глебов, художник — Евгения Карпухина). Ни одного плохого комикса, прочитанного в этом году, я вспомнить не могу.

И это прекрасно. Пусть в новом году эти позитивные тенденции сохраняются, а индустрия развивается дальше, давая возможность высказываться большему числу отечественных авторов. С Новым годом!

Добавить комментарий