«Пиджаки и Револьверы. Том 1-2» Ю. Журавлёва

Я продолжаю играть в игру «Russian comics industrygo!» и в этот раз поймал представителя издательства Bubble Vision. Имеющий большую фан-базу и одновременно почти неизвестный за ее пределами, сегодняшний комикс — это иронический детектив с шедевральным рисунком. Читаем первый и второй тома серии «Пиджаки и Револьверы» художницы Юлии Журавлёвой

Когда заходит речь о комикс-индустрии в России, иногда возникает ощущение, что их две. Одна — это бедные голодные художники, превозмогающие нищету во имя искусства и осознающие, что авторским комиксом не заработать. Другая — это Bubble. Ведь «всем известно», что в Bubble работают жадные до денег ремесленники, поставившие на конвейер выпуск мейнстримных и бездушных супергеройских комиксов. Это, разумеется, не так. Bubble делит общий со всеми издательствами пирог. Сейчас приверженцев этого мнения меньше, чем в первые годы существования издательства, но их все еще можно встретить. Импринт Bubble Visions был создан именно для того, чтобы доказать их неправоту.

Bubble Visions открыт чуть больше трех лет назад и позиционировался как площадка для публикации готовых работ. Об этом было объявлено в весьма неэтичной статье для Spidermedia, в которой главный редактор издательства Роман Котков высказался в духе «кто не с нами, тот дурак» и «индустрия — это мы». Смелое заявление. С тех пор утекло много воды, было сломано немало копий, подростковый гонор издательства сменился вежливым благоразумием, а импринт за три года выпустил много любопытных серий. С другой стороны, верен стереотип, что Bubble Visions печатает в основном работы художников и сценаристов издательства, оставаясь элитарной площадкой «для своих». Разбор комиксов импринта я начну с серии «Пиджаки и Револьверы».

Юлия Журавлева — художник известный и высокооплачиваемый, работающий в индустрии на протяжении многих лет. Первые рисунки под псевдонимом eleth-art она начала выкладывать еще в 2005 году и примерно в то же время поступила во ВГИК на факультет анимации и мультимедиа, выбрав специальность «Художник анимации и компьютерной графики». Сразу после выпуска Журавлева попала в только что открывшийся Bubble, где некоторое время работала в штате, а потом ушла на фриланс, оставаясь в дружественных отношениях с родным издательством.

Еще обучаясь в институте, Юлия начала рисовать стрипы, наполненные бытовым юмором, для которых придумала персонажей: девушку Элес, антропоморфного льва Адро и нескольких других. Эти стрипы до сих пор бродят по различным пабликам. К концу 2016 — началу 2017 года они сформировали вселенную, и Юлия начала готовить собственный комикс. В сотрудничестве с подругой Екатериной Морозовой она написала цельную историю и издала ее в уже в октябре. Комикс пользовался огромным успехом, и спустя ровно год в свет вышло его продолжение.

Хотя тома составляют серию и их события развиваются последовательно, по сути, один том — это один сингл, который дополнен наиболее популярными в интернете стрипами и бонусными материалами. В первой книге, вышедшей под заголовком «Ящик раздора», Элес и Коди, владельцы подпольного бара «Барракуда», понимают, что вместо заказанного элитного алкоголя получили ящик химического реагента. Одновременно с этим социопатичные братья-химики обнаруживают аналогичную проблему. Поиски перепутанных ящиков, взрывы, резиновые утята — вот из чего состоит первый выпуск. Во второй («Праздник в красных тонах») серия наконец встает на рельсы онгоинга, превращаясь в иронический детектив. Все знакомые читателю герои собираются на центральной площади в праздничный День Единения, но торжественный парад прерывает жестокое преступление. Расследовать дело берется не только офицер Суэ, но и его взбалмошная тетя Элес. В основном история посвящена шпионским играм Элес и вращается вокруг одной фотографии, но за всем этим стоит загадочная фигура в темном кабинете, мотивацию которой нам, должно быть, раскроют в следующих томах. Сюжет стрипов пересказывать не имеет смысла.

Поскольку Юлия Журавлева художник, а не сценарист, ее сильной стороной является рисунок, о котором поговорим чуть позже. Что же касается сценария, то его можно назвать обычным. Причем второй том за счет более драматичной истории и задела на продолжение читается лучше, чем первый. Задача первой книги — познакомить читателя с персонажами и обозначить взаимоотношения между ними, потому ситуации, в которые они попадают, оказываются вторичными и фоновыми. Этого нельзя сказать о втором томе, где события и декорации прямо вытекают одно из другого.

Достоинством работы Юлии можно считать детально проработанный мир. При этом, в отличие от работ претенциозных британских комиксистов, мир раскрывается не в огромных экспозиционных диалогах, а за кадром, позволяя читателю самому решать, интересно ему с этим ознакомиться или нет. В дополнительных материалах можно найти объяснения фантастической внешности персонажей, истоки взаимоотношений главных героев и намеки на будущее развитие вселенной. Понятно не все, ведь мы только на втором выпуске. Одни подробности пока скрыты из сюжетных соображений, другие раскрываются не полностью и оставляют свободу интерпретации. К примеру, бар Коди и Элес считается подпольным, хотя сухого закона в городе или стране нет. Возможно, это связано с тем, что владельцы ведут дела с контрабандистами. Не ясно, почему работающий в полиции племянник Элес никак не реагирует на делишки тети и насколько хорошо он о них информирован.

Хочется сделать комплимент Юлии за проработку персонажей. Искренние в своих чувствах, нестандартно мыслящие, игнорирующие общественное осуждение (а иногда и здравый смысл) — они выглядят живыми людьми, за которыми интересно наблюдать. Главные герои — Элес, Адро, Коди и Суэ — одновременно являются типичными для жанра архетипами и глотком свежего воздуха на фоне остального прочитанного и просмотренного мной за последний год. К примеру, весьма типично, что подпольным баром владеют иронизирующий «босс», эмоциональная хулиганка и добродушный здоровяк. Нетипично, что между этими героями нет любовного треугольника, да и вообще романтические увлечения любого героя являются лишь фактом и не играют значимой роли в его мотивации. Элес — сильный женский персонаж, не являющийся при этом «мужиком в юбке». Она активно действует в сюжете, эффективно решает встающие перед ней проблемы и делает это не с помощью силы или соблазнения, а с помощью находчивости, обаяния и подвешенного языка — гендерно-нейтральных характеристик. Единственный минус, который связан с этим аспектом, — серии не хватает еще одного такого же яркого женского персонажа, знакомого и общающегося с Элес. Пока что «Пиджаки и Револьверы» не проходят феминистический тест Бекдел по первому пункту.

Напоследок в обсуждении сценария затрону тему юмора. Юмор в комиксе мультяшный в хорошем смысле слова. Вероятно, сказывается мультипликационное образования Журавлевой. В основном он строится либо на комедии ситуаций, либо на референсах к действительности. В обоих случаях логика, действия, позы и лица персонажей в юмористических эпизодах напоминают поведение мультипликационных героев Disney и Warner Bros. Не стоит торопиться называть это клише — это классика, проверенная временем. Тем более что за ней стоят тонкая ирония и здоровое чувство юмора автора. Комикс не ставит своей целью рассмешить читателя. Шутки нужны для того, чтобы создать позитивный настрой и развлечь. К слову, в основной истории юмор занимает не так уж много места, по большей части он сконцентрирован в дополнительных стрипах.

Теперь, наконец, я готов перейти к разговору о рисунке. Трудно удержаться от того, чтобы не начать петь ему дифирамбы и не скатиться во вкусовщину — стиль рисования Юлии прекрасно вписывается в мое личное представление об идеальном комиксе. Многих художников можно похвалить за знание анатомии и реалистичное изображение лиц. Но даже на их фоне рисунок Юлии выделяется своей правдоподобностью. Единственное допущение, которое позволяет себе художница, — увеличение глаз персонажей. Это, вероятно, сделано для того, чтобы их эмоции проще считывались.

Сам стиль рисования Журавлевой близок к манге, но явно испытал сильное влияние живописцев конца XIX — начала XX века. Ее изображение городских пейзажей и толпы напоминает картины Клода Моне, а работа со светом и тенью и склонность к фотореализму рисунка схожа с работами Валентина Серова. Достаточно взглянуть на первый разворот, бутылки на котором так аппетитно правдоподобны, что хочется к ним прикоснуться. Примечательно, что все эти шикарные рисунки Юлия создает с помощью графического планшета, хоть и кажется, что она пишет их на холсте. Как отмечает сама художница, «если даже выборочно что-то писать красками, боюсь, ни первый и ни никакой больше том в свет бы не вышел, потому что к моменту издания я умерла бы от старости».

Есть у Юлии Журавлевой еще одно достоинство, довольно редкое даже среди ведущих художников комиксов — чувство перспективы. Она не только хорошо понимает, как должны выглядеть объекты при удалении и приближении. Во втором томе она дважды показывает одну и ту же сцену сначала глазами одного, а потом другого собеседника. Соблюсти одинаковое направление света и позы при разных углах обзора — настоящий вызов для художника, с которым Юлия блестяще справилась.

Журавлева здорово работает с цветом, подбирая для каждого персонажа стильную, характеризующую его гамму. Кстати, в этом комиксе она сама красит рисунки, отчего любопытнее сравнить его с аркой «Как в сказке» серии «Майор Гром». В отличие от Татьяны Якубец Журавлева предпочитает использовать чистые, теплые цвета, а объем подчеркивать не оттенками цвета, а наложением тени и соблюдением направления света. Из-за этого, несмотря на стилистическую схожесть, рисунок в «Майоре Громе» и в «Пиджаках и Револьверах» будто принадлежит двум разным людям.

Я не понимаю, почему работа была проигнорирована российскими комикс-премиями и в целом отечественной индустрией. Я могу объяснить это лишь тем, что Юлия Журавлева — человек скромный и не публичный, даже на поиск ее фотографии у меня ушло полтора часа, и я нашел всего две. Художница не состоит ни в каких группах, держится немного обособленно от так называемой комикс-тусовки, не выезжает на фестивали, проходящие вне Москвы. О ней просто не знают. Тем не менее первый том ее комикса был распродан за полгода и выдержал второе переиздание, так что успех у публики он завоевал. Хочется верить, что со вторым томом будет так же.

Итог моей рецензии, полагаю, предсказуем: я горячо рекомендую к покупке серию «Пиджаки и Револьверы» и, несмотря на некоторые сценарные огрехи, отношу его к числу моих любимых комиксов. Надеюсь, продолжение серии не заставит себя долго ждать.

© Д. Коробенков

Добавить комментарий