«Еретики!» С. Надлер и Б. Надлер

Тема извечного противостояния науки и религии, истории выдающихся мыслителей Нового времени, борьба прогрессивных/еретических идей, тонкая ирония и яркий визуальный стиль — идеальные ингредиенты для занимательного научно-популярного комикса!

Научно-популярный комикс — нечастый гость на отечественном рынке, потому выход новой книги редко проходит незаметно. А выход комикса об истории развития философии пропустить было попросту невозможно. Разумеется, читатели могут назвать аналогичные книги, выпущенные на русском языке: например, достаточно широкую огласку получила книга Майкла Паттона и Кевина Кэннона «Философия. Краткий курс в комиксах» («КоЛибри», 2016). И все же большую часть научно-популярных комиксов составляют биографии ученых и мыслителей. Еще в 2004 году издательство «Академический проект» выпустило в свет книгу Лоренса Гейна «Знакомьтесь: Ницше». В 2017-м «Эксмо» издало рисованные биографии Ницше и Юнга. Издательству МИФ принадлежит серия биографий, в рамках которой вышли уже три книги — о Марксе, Фрейде и Эйнштейне. Однако сегодняшний предмет внимания — «Еретики!» — выделяется из общего ряда и, пожалуй, имеет шансы стать настоящим феноменом на российском рынке. Почему я так считаю? Раскладываю перед вами карты.

«Еретики!» (полное название — «Еретики! Чудесные (и опасные) истоки философии Нового времени») завоевали необычайный успех за рубежом, о чем красноречиво говорит список полученных наград: в 2017 году книга вошла в тройку призеров INDIES Book of the Year Awards журнала ForeWord Reviews, в 2018-м получила почетную награду Ассоциации американских издателей и, кроме того, стала лауреатом литературной премии Висконсинской библиотечной ассоциации. Ее авторы — талантливый тандем отца и сына. Стивен Надлер — профессор философии и гуманитарных наук Университета Висконсина–Мэдисона, редактор «Журнала истории философии», автор ряда научно-популярных книг, отмеченных престижными наградами (его работа «Евреи Рембрандта» вышла в финал Пулитцеровской премии). Его сын Бен Надлер окончил Школу дизайна Род-Айленда, опубликовал несколько книг и в настоящее время занимается иллюстрацией.

 «Еретики!» начинаются и заканчиваются сценами сожжения тех самых «еретиков» (извините за тавтологию), которым посвящен комикс. Книгу открывает эпизод казни Джордано Бруно, отказавшегося отречься от своих прогрессивных/«кощунственных» идей, а закрывает вымышленная картина аутодафе Ньютона — именно такая участь, по мнению авторов, постигла бы ученого, если бы он родился в Португалии, а доминиканский монах усмотрел бы ересь в том, что сила обратно пропорциональна квадрату расстояний между планетами. Между этими сценами мы наблюдаем за тем, как проходят домашний арест Галилея, провозглашение Декартом «Я мыслю, следовательно, я существую», зарождение теории государства-левиафана Гоббса, принятие обществом «Богословско-политического трактата» Спинозы и пр. Мы встречаем Фрэнсиса Бэкона, Готфрида Вильгельма Лейбница, Джона Локка, Блеза Паскаля, Вольтера и других выдающихся исторических личностей, которые рьяно отстаивали собственные идеи и  убеждения и совершили настоящую революцию в образе мыслей.

Чем хороша книга? Она помогает увидеть то, как идеи одних ученых влияли на мировоззрение других, какой резонанс в обществе вызывали философские трактаты, как новые работы рождались из критических замечаний к ранее опубликованным. Главная особенность (и главное достоинство) комикса заключается в том, что истории ученых и их трудов не рассматриваются в вакууме, изолированно друг от друга, как зачастую преподают философию в академических кругах, а складываются в общую мозаику, позволяя найти их истоки и увидеть взаимосвязь между ними.

Каковы недостатки? Во-первых, автор несколько слукавил, дав книге название «Чудесные (и опасные) истоки философии Нового времени». Прочтя его, мы ожидаем увидеть историю развития мировой философии, поскольку оно претендует на универсальность, однако получаем мы рассказ только о европейских философах и мыслителях. Во-вторых, авторы практически не уделяют внимания женщинам-философам. Разумеется, их внимание сфокусировано лишь на самых громких именах и, более того, женщин-философов в те времена было не слишком много. Однако помимо упоминания Анны Конвей и Елизаветы Богемской было бы неплохо сказать пару слов, например, о Катарине Кокбурн, которая истово защищала теорию познания Локка, или Эмили дю Шатле, которая была не только одаренным математиком и физиком, но и переводчиком Ньютона, а также корреспондентом передовых мыслителей своего времени. Упоминание в книге женщин-философов выглядит так, будто оно введено лишь для того, чтобы авторов не обвинили в антифеминистических взглядах.

Следующий аспект может быть расценен как достоинство, так и недостаток. В книге используются цитаты из оригинальных работ философов, мыслителей и ученых. Положительная сторона заключается в том, что авторы таким образом пытаются придать достоверность представляемым событиям, негативная — не все фрагменты разъясняются и трактуются. Из чего вытекает последняя особенность комикса: он не подойдет для тех читателей, которые только начинают знакомство с философией. «Еретики!» предназначены скорее для тех, кто хочет углубить базовые знания и систематизировать их.

На русском языке комикс выпущен в рамках совместного проекта издательства Ad Marginem и Музея современного искусства Garage. Качество книги серьезных нареканий не вызывает. Меня смутило лишь несколько моментов: на корешке размещен только логотип Garage, а на титульном листе, наоборот, указано лишь издательство Ad Marginem; кроме того, фамилии авторов указаны без инициалов (Надлер, Надлер), что выглядит несколько шизофренично. Также в книге не найти сведений о возрастном рейтинге, тираже, формате и некоторых других составляющих выходных сведений. Однако больше всего вопросов вызывает шрифт. Дело даже не в том, что он достаточно далек от оригинала, а в том, что он неудобочитаем. И если короткие фрагменты читаются относительно легко, то через вступление (целых три страницы!) и благодарности  продираться весьма непросто.

На комикс «Еретики!» непременно стоит обратить внимание. По качеству сценария он, бесспорно, превосходит существующие на российском рынке аналоги, а с визуальной точки зрения выглядит более симпатично по сравнению со своими «конкурентами» (хотя стоит признать, что «меметичный» рисунок, при котором большинство героев выглядят недоуменными, удивленными или негодующими и нередко сливаются в одно лицо, не всем окажется близок). «Еретики!» — качественный научно-популярный комикс, который все расставит по своим местам в голове, заставит поразмышлять и, конечно же, восхититься упорством и решительностью героев.

© Е. Галяткина

Добавить комментарий