«Megalex» А.Ходоровски

Начинаем неделю с комикса от по-хорошему безумного автора.

Этот комикс научил меня важной вещи, которую стоит усвоить любому заядлому читателю: при выборе очередной книги стоит поинтересоваться именем автора, а не ограничиваться знакомством с аннотацией. Творец любую мысль транслирует через призму собственного разума, порой изрядно извращенного. Судите сами.

История начинается со сцены, где парочка наркоманов уничтожает роту полицейских. Это не наказание, просто на планете полицейским отведено всего 400 дней, после чего их заменяют новыми клонами, память которым имплантируют при рождении. Остальным людям повезло чуть больше – им можно жить до сорока лет, а знати до 400 лет. Правящая династия монархов отвела себе целых 4000 лет. За исполнение приговора отвечают вживленные в шею устройства.

Тоталитарному режиму противостоят отбросы общества. Фактически все они забракованные клоны под руководством горбуна. Они сохраняют крупицы природы в техногенном мире. Цивилизация достигла таких технических высот, что может генерировать любую еду.

Все это подается как данность. Стоит признать, что не нужно сверхусилия, чтобы понять правила мира поначалу. Клоны могут жить веками, потому, чтобы спастись от перенаселения, их нужно уничтожать. Власть во все времена живет лучше, чем простые люди. А если власть еще и связана с религией, то ее возможности по влиянию на население и вовсе безграничны. Мысль про наркотики и управление толпой через изменение сознания появлялась даже у Стругацких в «Обитаемом острове». Но опытный глаз ждал подвоха.

Начиная с середины второго тома автор все больше отходит от фантастики, вплетая в происходящее мистику. Поначалу местную магию пытаются объяснить невообразимо высоким уровнем технологий. Мол были ученые в древности, вот они и управляют в тайне сопротивлением, помогая в самый тяжелый момент. Эдакий совет магов из «Властелина колец». Однако, чем дальше, тем больше не веришь в «научное» объяснение происходящего. Говорящие коты, волки и обезьяны, духи людей, наконец операция по замене сердца голыми руками окончательно убивает дух научной фантастики.

Кто бы мог подумать, но Ходоровски в очередной раз написал сценарий для манифеста, суть которого на первый взгляд проста – «Берегите природу, мать вашу». Вот только раскрытие темы пошло через пророчества, любовь, инцест и гермафродитов. Все то, что мы так любим в произведениях известного мистика.

К слову, магия в комиксах, проникающая в действительность мысль далеко не новая. Два самых известный оккультных сценариста – Грант Моррисон и Алан Мур уже долгие годы перестреливаются заклинаниями со страниц своих работ. Не думаю, что кто-то из них хотел бы поделиться игрушками с Алехандро, ибо этот человек по-хорошему безумен.

После прочтения остается масса эмоций, в основном завязанных на вопросе: «Какого черта здесь происходит?!». В комиксе есть сюжетные дыры, которые иначе как мистикой объяснить невозможно, но также есть неплохой посыл. В отличие от того же «Токийского призрака» со схожей проблематикой Ходоровски не пытается показать какой-то из путей развития как единственно верный. Осуждается именно бинарный подход. Технологии умеют создавать любую еду из синтетического вещества и позволяют людям жить веками. Это ли не чудо? С другой стороны, природа дарит радость материнства и понимание красоты. Истина как всегда где-то посередине.

Присущий многим БД реалистичный рисунок проработан до мельчайших подробностей. В некоторых сценах даже виден индикатор, показывающий сколько человеку осталось жить. Такое внимание к деталям стало возможным благодаря огромным по нынешним меркам срокам появления томов. Между выходом первой и второй книги прошло три года, а разница между второй и третьей – все шесть лет. Несмотря на разнообразную цветовую палитру, не оставляет ощущение, что Фред Бельтран использовал более темные оттенки, чтобы нагнать напряжения в и без того непростой сюжет.

Если вы не готовы расслабиться и воспринимать происходящее в комиксе как разминку для ума – не берите его в руки. Иначе получится как в упоминании «Метабаронов» при разборе женского образа: «Великолепно нарисованная и полная глубокого символизма сага Алехандро Ходоровски и Хуана Хименеса на каждом шагу призывает женщин жертвовать собой во имя долга, наращивать мышцы и в любой непонятной ситуации вырывать себе глаза». Ходоровски это не «автор не для всех». Отсылки либо понятны на интуитивном уровне, либо легко находятся в Википедии. Чтобы проникнуться духом его творчества достаточно прочитать про снятые им фильмы. И после этого решить готовы ли вы прыгнуть в кротовую нору или лучше путешествие на потом.

© Ю. Гламаздо

Добавить комментарий