«Хеллбой. Семя разрушения» М.Миньола

Культовая история, которой уже стукнуло 25 лет.

Не так давно я начал рассказ о вселенной Хеллбоя с трех томов спин-оффа «БРПД», и рассмотрев предысторию, могу теперь с чистой совестью приступить к чтению основной серии.

Как мне кажется, после экранизаций середины прошлого десятилетия многие и узнали о краснокожем бугае со спиленными рогами. История же его началась на десяток лет раньше и в этом месяце первому номеру стукнет уже четверть века. Родился Хеллбой как зарисовка в блокноте Майка Миньолы еще в 1991году. Вокруг этого угрюмого демоноподобного громила с именем на пряжке и выстроится целый мир, который втянет в себя множество историй и сказок всех народов, до фольклора которых дотянутся загребущие руки Миньолы.

Но это еще впереди, а пока мы разбираемся с первым томом, который начинается с дневника солдата времен Второй мировой войны. Ему поручено загадочное дело – сопроводить группу исследователей паранормального к разрушенному монастырю, потому что у их медиума было видение. В общем, классический случай «Принеси то, не знаю что». В это же время засекреченный нацистский проект «Рагнарек» пытается призвать семь забытых божеств, которые должны уничтожить и поглотить всё и вся. Вместо этого в мир приходит ребенок с рожками, красной кожей и огромной каменной рукой.

Этому мальчугану через полвека предстоит расследовать таинственную смерть своего опекуна, отправившись в семейное поместье умирающего аристократического рода. Как вы уже заметили, тут хватает слов «таинственный» и «загадочный», чтобы предугадать, что путешествие ничем хорошим не кончится.

«Семя разрушения» — это точка отсчета для всей серии, но в то же время он ощущается как проба пера. У авторов на руках был лишь рисунок Хеллбоя. То есть, нет идеи, нет вселенной. Сценаристам предстояло, поставив скетч в самый центр огромного Ничто, начать облеплять его деталями и смыслом, экспериментируя с разными элементами. Есть тут и некий супергерой, о котором ничего неизвестно, есть инопланетяне, о которых вспомнят лишь через много-много лет, остальное – смесь в одном чане нуарных историй, мистических расследований, мифологии и изрядная порция Лавкрафта.

То, что «Семя» — это поле для экспериментов, видно и по повествованию, в котором авторы чередуют множество приемов: дневниковые записи, внутренние монологи, причем сразу нескольких персонажей, развороты, стилизованные под личные дела.

Что касается рисунка, то тут мы видим знакомый многим стиль Майка Миньолы: обилие черной туши, из которой проступают черты героев и силуэты интерьеров. Лично меня всегда удивляли эскизы Майка. В карандаше он прорисовывает множество деталей, чтобы потом просто залить тушью. Обилие туши мне часто напоминало стиль Тима Сейла в трилогии о Бэтмене. В целом стиль Миньолы выглядит довольно грубым, и многим он может не понравиться.

Первый том, как ему и положено, ощущается лишь точкой отсчета. Главный герой теряет связь с прошлым, что знаменует начало его пути. Читателю показывают основных персонажей, рассказывают о них необходимый минимум и в общих чертах обрисовывают вселенную. Проблема первого тома именно в этих «общих чертах». Боясь выдать лишнюю информацию, которая потом, возможно, не будет биться с правилами вселенной, авторы старались рассказывать как можно меньше, чтобы потом не устраивать кульбиты креативности в попытках вставить кусочек паззла вселенной туда, где ему места вообще нет. Тем любопытнее наличие в истории инопланетян, которым, видимо, отводилась в будущем большая роль, но о ней в итоге забыли.

Каким бы ни было «Семя разрушения» — плохим или хорошим – это не важно, потому что без него нельзя начать знакомство с вселенной. Так что читать его придется в любом случае. Лично у меня он проблем не вызвал, хоть обилие текста и некая рванность повествования вызвали небольшой дискомфорт.

Ю.Гуль

Добавить комментарий