«Детектив Мопс» Л. Мурзина

Сегодня к нам на разбор попал отечественный комикс о похождениях детектива Мопса от. Л.Мурзиной.

Авторский комикс Лены Мурзиной «Детектив Мопс», вышедший в издательстве КомФедерация, привлек номинацией на престижную премию и интересными художественными решениями. Вчитавшись, однако, я слегка умерил восторг.

Сюжет комикса прост и пытается существовать в жанре нуарного детектива. Главный герой – отошедший от дел Мопс, теперь заведующий баром. В размеренную жизнь врывается подруга детства, а ныне роковая красотка София, прося о помощи в расследовании дела о похищении. Ради старой дружбы Мопс соглашается и отправляется на место преступления. Там он находит две важные улики, путем размышлений и огромного количества случайных совпадений выходит на преступника и ловит его с помощью подстроенной ловушки. А затем возвращается в бар. Очень типично, не правда ли? И как-то чересчур просто для комикса, который «придется по душе тем, кто соскучился по нуарной атмосфере беззакония», как обещает синопсис на обороте.

«Детектив Мопс» — это то, как жанр нуара представляют люди, этим жанром не увлечённые. Да, в сценарии есть ищущая помощи красавица, коррумпированная власть и хамоватые торговцы. Сам Мопс каждые несколько страниц пускается в пространные монологи за кадром, драматично хмурит брови и носит костюм-двойку. Однако атмосферы нуара, настоящего нуара, в истории нет. Вместо атмосферы имеем сюжетные штампы ради штампов и пародирующие жанр вставки, ничего не вносящие в сюжет. «Детектив Мопс» похож на цирковое представление, стилизованное под нуарный детектив.

При этом детективная составляющая истории тоже оставляет желать лучшего. Разгадка очевидна, но в то же время непредсказуема, в сюжете нет намеков и зацепок. Читатель одновременно с детективом узнает, кто же главный антагонист, и остается лишь принять это как данность. В классическом детективе, в произведениях Артура К. Дойля или Агаты Кристи, читатель мысленно соревнуется с ведущим расследование персонажем, попадается на уловки, расставленные автором, а затем испытывает благоговение перед мыслительными способностями детектива. В «Детективе Мопсе» читатель ждет развязки, ведь в общих чертах сюжет, целиком построенный на штампах, понятен с первой страницы.

Ладно, не будем сравнивать Лену Мурзину с мэтрами, возьмем классические детские детективы – сериалы о Скуби-Ду. Если вы смотрели хотя пару серий, то точно знаете, что:

а) Сверхъестественное существо, охотящееся за главными героями – это переодетый человек

б) Преступник – это один из персонажей, с которыми герои знакомятся в первые пять минут.

Тем не менее сериал все равно интересно смотреть. Почему? Ведь детективная интрига заведомо разрушена процедуралом! Люди не всегда хотят восхищаться серыми клеточками Пуаро, иногда хочется разгадать загадку самим. Скуби-Ду предоставляет зрителю все возможности для разгадывания, мистические события всегда имеют рациональное объяснение. Если приложить усилия и внимательно последить за сюжетом, разгадку тайны можно понять раньше героев и похвалить себя за сообразительность. Именно поэтому дети и взрослые любят этот сериал, он предлагает легкоусвояемую, но полезную пищу для ума и помогает почувствовать себя детективом. С этой задачей «Детектив Мопс» тоже не справляется. Для разгадывания преступления нет предпосылок, подозреваемые вбрасываются в сюжет, не имея ни предыстории, ни мотивации. Логическая цепочка не выстраивается, ведь преступник – просто злобный и жадный, он не преследует никаких значимых целей и даже не пересекается с главным героем вплоть до развязки.

Критику вызывает и структура повествования. Комикс разбит на 7 глав, но разделение существует постольку-поскольку. Внутри глав не соблюдается единство времени, места и действия, события кажутся хаотично разбросанными по сюжету ради удлинения хронометража. Хотя использование реплик главного героя в качестве пародии на экспозиционные монологи в нуарных фильмах кажется забавным в первые пару раз, прием быстро надоедает, ведь не привносит в повествования ничего нового, а лишь оглупляет главного героя вычурным пафосом.

К слову, детектив Мопс, которому мы должны сопереживать, почти не обладает привлекательными характеристиками. Он упрям, несдержан, зациклен на себе, и предпочитает выкрикивание броских пафосных фраз спокойному обдумыванию ситуации. Весь комикс Мопса качает на биполярных качелях, он то преисполняется гордостью и самомнением после ничтожного успеха, то без причин погружается в глубочайшую депрессию и уходит в лимонадный запой. Мне хочется порекомендовать ему хорошего психиатра, и уж никак не ассоциировать себя с этим героем.

Читатели и критики, обсуждая этот комикс, непременно отмечают рисунок. Действительно, стиль Мурзиной специфичен, легко узнается, приятен для глаз. Художница намеренно искажает пропорции персонажей, пренебрегает анатомией и перспективой ради создания приятной атмосферы мультфильма или детского рисунка. Кроме того, арт сильно выезжает на работе с цветом, за которую, собственно, комикс и получил Премию Малевича в 2018 году. Лена использует всю палитру, играет с яркостью, контрастностью и температурой оттенка, удачно обозначает цветом эмоции персонажей и настроение сцены. Чтобы не забивать лайн цветовыми пятнами, Мурзина повторно проводит контуры фигур поверх покраски, при этом намерено не попадает в них, из-за чего комикс напоминает милую детскую раскраску.

В то же время визуальное оформление комикса достаточно низкого качества. Бабблы боятся закрывать тщательно проработанный рисунок, отчего размерность шрифта прыгает в достаточно больших пределах, от огромных 14 кеглей до с трудом воспринимаемых 8. По той же причине авторка нарушает линию взгляда, часто настолько сильно, что ответную реплику читаешь раньше вопроса, и тем самым эмоциональный накал сцены не создается.

Комикс получил много положительных отзывов читателей, был тепло встречен критиками и, как я уже упоминал, получил профессиональную премию. Слабый сценарий и непроработанные персонажи, впрочем, также замечены большинством прочитавших, из-за чего термин «простой» неотступно следует за комиксом из отзыва в отзыв. Согласен с этим и я.

Приятный художественный стиль привлекает к этому комиксу внимание, но недоработанная сценарная сторона не оставляет за собой ничего ценного, комикс вылетает из головы после прочтения. Хотелось бы увидеть работу Мурзиной-художницы в тандеме с опытным сценаристом. Впрочем, поскольку комикс стал первой работой авторки, читатели вполне могут рассчитывать на рост мастерства рассказывания историй в её дальнейших авторских проектах. Чего и хочу пожелать.

Д.Коробенков

Добавить комментарий