«Тагар. Том второй» А. Сергеева, М. Привалова

Отдельное удовольствие — видеть, как хорошая серия эволюционирует, как растет мастерство сценариста и художника, как они справляются с возникающими проблемами. Обычно такой путь мы можем проследить в выходящих постепенно иностранных сериях, но сегодня у нас есть возможность разобрать, как на длинных дистанциях справляются русскоязычные авторы.

В 2017 году вышел первый том отечественной манги «Тагар». Он не был лишен изъянов, но показал как оригинальное видение авторов, так и новый мир, в котором развивается полный мистики сюжет. Многообещающее начало обернулось долгими месяцами ожидания второго тома. Каждый раз, когда на прилавках магазинов появлялась новая обложка, я надеялся, что под ней кроется продолжение истории, и каждый раз оказывался обманутым собственными ожиданиями. И наконец, спустя полтора года, Ворон снова пришел.

Действие начинается ровно через секунду после окончания первой книги. Два огромных вороноподобных божества дерутся на улицах разрушенного города, параллельно скармливая читателю экспозицию. Огромную черную птицу зовут Тагар. У него пять братьев и две сестры. Всех их он низверг в небытие, где нет ничего и никого, кроме любящей матери, готовой убить любого найденного отпрыска.

В это же время Софи, девушка из пролога первого тома, очнулась в богато обставленном доме после сна, место которому в Silent Hill. Там ее преследовали безногие балерины и вороны — последним в манге отдано центральное место. У Софи роль Каски из «Берсерка»: она ничего толком не помнит, еще меньше понимает, только плачет.

Открывающая сцена битвы превосходна. Снимаю шляпу перед Мариной Приваловой в очередной раз: противостояние держит в напряжении, размеры существ ощущаются через страницы, а сражение не превращается в мешанину из-за недостатка цвета. Рисунок со времен первого тома не изменился, но во втором появилась батальная сцена, и теперь глаз радуют не только проработанные персонажи и локации, но и динамичные бои.

Сюжет тоже не подкачал. Наконец стали проявляться ростки связной истории. Нам расскажут про катастрофу, богов, людей и предстоящий квест по сбору маггафинов. Идея утечки из мира вещества/энергии не нова, но обыграть ее интересно получается не у всех. Лю Цысинь лишь упомянул возможные последствия подобного действия в трилогии «В память о прошлом Земли», а Айзек Азимов в романе «Сами боги» развил эту идею в конфликт мира людей и негуманоидных существ. В нашем случае это скорее повод для раскрытия персонажей, а не полноценная теория, прикрытая мистикой. В целом, может, оно и к лучшему, хотя неожиданный поворот с научным обоснованием происходящего в каком-нибудь четвертом томе было бы интересно увидеть.

Благодаря мистике повествование приобретает дополнительный объем и оказывает особое влияние на читателя. От сна Софи бросает в дрожь, Вороны вышли как минимум настораживающими, а общий тон будто стремится показать мир максимально неоднозначным и опасным. Все в лучших традициях щекочущего нервы триллера, а не какого-нибудь темного городского фэнтези.

Разбавить мрачность атмосферы призваны персонажи, с которыми, увы, не все гладко. Говорят они в основном расплывчато, время от времени скатываясь в откровенный пафос. Таинственный Куро, главный герой манги, весь первый том отыгрывал слегка пришибленного парня с амнезией. Теперь же он вдруг из-за вполне безобидной фразы «ты — чудовище» начинает угрожать карами подземными. Настроение его варьируется от chaotic good к lawful evil, что вкупе со смазливым личиком слегка отдает подростковым кино с тем-самым-не-таким-как-все-парнем.

Про остальных и сказать нечего. Второстепенные персонажи выступают массовкой, время от времени генерируя смешные ситуации. Конечно, рано говорить о раскрытии характеров спустя два тома. Для продолжительной серии совершенно нормально не раскрывать карты сразу. Возможно, попросту не хватило «экранного времени» для всех, ведь книги обманчиво толстые.

Оставим статистов в покое и поговорим о вещах более странных. По большому счету первый том оказывается лишь необязательным прологом ко второму. Более того, прологом, который скорее вредит! Представьте себе начало манги: батальная сцена необычных гигантских существ в постапокалиптическом окружении. Сразу хочется узнать, что тут случилось! Недостаточное раскрытие персонажей было бы проще списать на дебют долгоиграющей серии. Если заходить на поле фанатских мечтаний, то я бы хотел в конечном итоге получить некую режиссерскую версию «Тагара» в твердом переплете, где первый том аккуратно встроен во второй в виде воспоминаний, как, например, у Гарта Энниса в Preacher.

Продолжение получилось на порядок лучше. Работа над ошибками проведена колоссальная: стало понятно направление сюжета, мир получил больше деталей, а стороны конфликта представлены читателю. При этом интрига из повествования не исчезла. Если вам не понравилось начало, то, возможно, стоит дать манге еще один шанс. А поклонникам серии остается лишь покорно ждать, ведь когда выйдет продолжение — неизвестно…

© Ю. Гламаздо

Добавить комментарий