Все звёзды. Супермен

Все звезды. Супермен

Сценарий: Грант Моррисон / Grant Morrison
Художник: Фрэнк Куайтли / Frank Quitely
Тушь и цвет: Джейми Грант / Jamie Grant
Леттереры: Фил Болсман / Phil Balsman,
Трэвис Лэнхам / Travis Lanham
Издательство: DC Comics
Даты выхода: январь 2006 – октябрь 2008

История публикации

Грант Моррисон задумал серию All-Star Superman для того, чтобы оживить и сделать более доступным одного из самых старых и известных супергероев. На тот момент Моррисон уже был популярным автором, работавшим как в Marvel, так и в DC. Он был частью «британской волны», в которую также входили Нил Гейман и Алан Мур, устроившие встряску американской комикс-индустрии, начиная с 80-х годов. В рамках работы с  DC Моррисон уже успел вернуть к жизни такие нефлагманские серии, как Animal Man и Doom Patrol. Также для Vertigo, импринта DC, он написал популярную серию The Invisibles – комикс, ориентированный на взрослую аудиторию.

Первоначально All-Star Superman издавался в виде серии из двенадцати номеров в издательстве DC  в рамках их проекта All-star. Для этого проекта DC нанимали лучших сценаристов и художников, чтобы они, отбросив неподъемный багаж написанного о персонажах за долгие десятилетия их существования, могли переосмыслить образы икон супергероики. Суть проекта была в том, чтобы те, кто был мало знаком с каноном или вообще ничего не знал о культовых персонажах, смогли открыть их для себя и полюбить так же, как давние фанаты.

Сюжет

Серия начинается с того, что Супермен спасает Землю от катастрофической угрозы, к которой бы привело внедрение Лексом Лютором мощнейшей ядерной бомбы в Солнце. Ради этого Супермену пришлось максимально приблизится к поверхности Солнца. Поскольку он был рожден на планете с красной звездой, большинство его способностей  получены благодаря воздействию лучей желтого солнца. В результате такого близкого контакта с Солнцем способности Супермена увеличились как минимум в три раза, но такой объем энергии теперь медленно убивает его.

Грант Моррисон Грант Моррисон работает с DC Comics вот уже более двадцати лет, с самого начала своей карьеры в Америке. Его первые комиксы в DC, Animal Man и  Doom Patrol, полюбились читателям. С тех пор он писал сценарии для таких популярных серий, как «Американская Лига Справедливости», «Бэтмен» и «Новые Люди Икс», а равно и для авторских The Invisibles, Seaguy, The Filth и We3. В последние годы Моррисон усердно трудился, расширяя вселенную DC во множестве серий: от завоевавших премию Айснера Seven Soldiers и «Все звёзды. Супермен» до еженедельных выпусков The 52 и сокрушающего реальность эпоса размахом в мультивселенную под названием «Последний кризис». У него есть и другая тайная сторона: представитель «контркультуры», музыкант, отмеченный наградами драматург и маг хаоса. Он живёт в разъездах между Лос-Анджелесом и своим домом в Шотландии.

Узнав об этом, он хранит эту информацию втайне. Осознание факта близкой смерти заставляет Супермена форсировать свою любовную связь с Лоис Лейн, которой он избегал, остерегаясь, что его враги могут навредить самому близкому для него человеку. Он приглашает Лоис в свою Крепость Одиночества, где устраивает романтический ужин и дарит подарок ко дню рождения – способности Супермена на следующие двадцать четыре часа. В этом эпизоде становятся очевидными препятствия, что стоят на пути этих отношений: Супермен пугает Лоис, и она не чувствует себя в безопасности наедине с ним.

Как только пара возвращается в Метрополис, их встречает череда чрезвычайных ситуаций, требующих внимания Супермена. Сначала вторжение подземных рептилий. Попыткам одолеть их препятствуют Самсон и Атлант – два сверхсилача, которые так же заинтересованы в Лоис Лейн и потому устраивают состязание с Суперменом за ее внимание. Самсон путешествует во времени и сообщает Супермену, что потомки запомнят его за двенадцать подвигов, которые он успеет совершить, прежде чем погибнет.  Эти подвиги и становятся основой для сюжета всей серии.

Несмотря на то, что проект All-Star был разработан отчасти для упрощения легенды о Супермене, Моррисон ввёл в серию многих персонажей из мифологии, придуманных за семьдесят лет его существования. В этом комиксе Компанию Супермену составит Джимми Олсен; мы увидим детство Кларка и его приёмных родителей Джонатана и Марту Кентов, как и похороны его отца, погибшего от сердечного приступа; встретимся с суперпсом Крипто, который вернется из очередного космического путешествия; Супермен окажется в мире Биззаро, на кубической планете, заселённой зеркальными отражениями жителей Земли; и, наконец, освободит жителей уменьшенного города Кандор, последнего сохранившегося города Криптона. В течение двенадцати выпусков Супермен совершит двенадцать подвигов, предсказанных Самсоном: спасёт солнечную экспедицию, приготовит эликсир, дарующий суперспособности Лоис Лейн, ответит на «безответную» загадку Ультра-Сфинкса, пленит Хроноеда, спасёт Землю от Биззаро-мира, вернётся живым из подвселенной, создаст жизнь, освободит жителей Кандора, одолеет Соляриса, победит смерть, построит  искусственное сердце для Солнца и изобретёт формулу создания нового Супермена.

Тома

  • All-Star Superman, Volume 1 (2007), номера 1-6:  Супермен узнаёт о своей скорой смерти и пытается сблизиться с Лоис Лейн.
  • All-Star Superman, Volume 2 (2009), номера 7-12: совершение 12 подвигов, последняя встреча с Лексом Лютором и неминуемая смерть Супермена.
  • Absolute All-Star Superman (2010). Включает в себя выпуски 1-12.
  • «Все звёзды. Супермен» (2015). Русскоязычное издание. Включает все 12 выпусков в твёрдом переплёте.

Персонажи

  • Супермен (настоящее имя Кал-Эл, тайная личность – Кларк Кент) родился на планете Криптон, но незадолго до её полного уничтожения родители отравили его в небольшом челноке в космос. Низкая гравитация Земли и свет жёлтого Солнца подарили Супермену суперспособности, такие как неуязвимость, способность летать, суперсила и рентгеновское зрение. Он посвятил свою жизнь борьбе с преступностью и спасению людей от катастроф.
  • Лоис Лейн – профессиональный репортёр газеты The Daily Planet, где также работает Супермен под видом Кларка Кента. Лоис влюблена в Супермена, который испытывает к ней смешанные чувства, потому что боится, что его враги могут навредить ей из-за связи с ним.
  • Лекс Лютор – гений, стремится стать самым могущественным человеком на Земле. Ненавидит Супермена за то, что он узурпировал это звание. Систематически разрабатывает планы по убийству Супермена. Из-за того, что по большей части все его планы обречены на провал, большую часть  времени он проводит в тюрьме.
  • Джимми Олсен – младший репортёр и фотограф в The Daile Planet. Наивный молодой парень, один из немногочисленных друзей Супермена. Поскольку близкая связь с Суперменом ставила Олсена под удар, он подарил репортёру «сигнальные часы», с помощью которых можно вызвать Супермена.
  • Доктор Лео Квинтум – доверенное лицо Суермена. Ему он доверяет свои секреты, ведь именно Квинтум осматривает его после полета к Солнцу и сообщает о скорой смерти. В финале доктор сохраняет формулу создания нового Супермена.
  • Отряд Суперменов – группа могущественных Суперменов из будущих эпох, которые окажутся во времени Кал-Эла, чтобы помочь ему справиться с Хроноедом в рамках их миссии по защите пространства-времени.
  • Биззаро – странная противоположность Супермена. Его мыслительные процессы обратны нормальным, потому всё, что он говорит и делает, является противоположностью нормы. Хотя он часто и вредит людям, а его действия кажутся злыми, на самом деле он верит, что творит добро. Когда Супермен оказался на планете Биззаро, ему пришлось общаться антонимами, чтобы местные жители могли его понимать.
  • Бар-Эл и Лило – первые космонавты Криптона. Пара пережила разрушение Криптона, так как находилась в космосе во время катастрофы. Людей они считают неполноценными, а Супермена – слюнтяем, оплакивающим уничтожение родной планеты. Как и Супермен, они обладают суперспособностями. Пока Супермен был в ловушке планеты Биззаро, парочка захватила его Крепость Одиночества. Воспользовавшись его слабостью от пребывания в Биззаро-мире, они швыряют его в Луну, отчего та раскалывается надвое. Позже Супермен проявляет к ним сострадание. Когда химия их организма начал убивать их, он переместил их в фантомную зону, сохранив жизнь.

Художественный стиль

Многие художники внесли свой вклад в создание образа Супермена с тех пор, как он появился в 1938 году. В течение 1970-х DC старались поднять свои литературные стандарты на новый уровень, лучше прописывая персонажей и используя тематические сюжеты, что очень помогло Marvel в предыдущем десятилетии. Это улучшение касалось и качества рисунка, на который во многом повлиял Нил Адамс и его реалистичная манера изображения персонажей. Фоны при этом стали прорабатываться так же тщательно, как и передний план. Поскольку All-Star Superman отчасти был попыткой упростить Супермена, то Фрэнк решил, что стоит это показать и через упрощение визуальной составляющей. Его стиль напоминает работы художников, рисовавших Супермена в 1950-х, вроде Курта Свона или Уэйна Боринга, когда заднему плану и фонам отдавалась меньше внимания, что подчёркивало происходящее на переднем плане. В All-Star Superman фон панелей часто оказывается пустым или заполненным сочетанием цветов, что позволяет сосредоточиться на фигурах на переднем плане. Для этого эффекта фон делается более тёмным, чтобы контрастировать с более светлыми изображениями персонажей.  В целом на панелях стало меньше персонажей, что со временем стало обыденным.

Фрэн Куайтли Фрэнк Куайтди родился в Глазго в 1968 году. С 1988 года он успел порисовать в комиксах The Greens (опубликован им самим), Blackheart, Missionary Man, Shimura, Inaba, проиллюстрировать десять коротких историй для ParadoxPress и шесть для Vertigo, а также поучаствовать в проектах Flex Mentallo, 20/20 Visions, Batman: The Scottish Connection, The Kingdom: Offspring, JLA: Earth 2, The Invisibles, Transmetropolitan, The Authority, «Капитан Америка», «Новые Люди Икс», «Сэндмен: Бесконечные ночи», We3, «Все звёзды. Супермен» и «Бэтмен и Робин». Кроме того, он создал обложки для Negative Burn, Judge Dredd Magazine, Classic 2000 SD, Jonah Hex, Books of Magic: Life During Wartime, Bite Club, American Virgin и «Все звёзды. Супермен». Живёт в Глазго с женой и тремя детьми. Головные уборы и одежду часто придумывает себе сам. Последнее хобби – кулинария.

Персонажи нарисованы в традиционном, простом комиксовом стиле, что отсылает читателя к стилю 1950-1960-х годов. Несмотря на то, что Супермен выглядит мужественным и крепким, художник не пускается в анатомически точное изображение каждого мускула. В причёске Супермена сохраняется каноничный локон на лбу, а когда герой вновь притворяется Кларком Кентом, его причёска становится более обыденной.

Серия повествует о героических подвигах Супермена и его скорой смерти, что отразил художник. Чем дальше прогрессирует недуг супергероя, тем менее чёткими становятся линии, изображающие персонажа, что придаёт ему слегка неопрятный вид, а отметины на лице сменяют чистую кожу, что была в первом выпуске.

Джейми Грант появился на свет в 1968 году в Данфермлине, Шотландия. Едва научившись читать, он начал взахлёб читать комиксы. Позднее (когда ещё подрос) он сочинил Blank Expression (опубликован им самим) и раскрасил Missionary Man для Judge Dredd Magazine, одновременно исполняя множество унизительных рекламных работ в обмен на деньги (которые тратил на комиксы). С 1999 года он поселился в Глазго и отдал все силы публикации многотомной антологии андеграундных комиксов Nothern Lightz. Также он основал студию Hope Street Studios (настоящий притон комиксистов) и разработал технологию цифровой обводки и покраски, которую применил к We3 для Vertigo, прежде чем взяться за «Все звёзды. Супермен». Супертрико героев он раскрашивает под любимую музыку: Devo, the Mothers of Ivention и Фрэнка Блэка. Личный девиз Джейми: «Мне не жалко времени на полчаса работы. Вот если работа закончится – это страшно».

Титры и всплывающие панели давно стали привычными инструментами повествования. Однако Моррисон и Куайтли решили свести их число к минимум, используя для рассказа только рисунок и баллоны. Этот приём в паре с упрощёнными панелями ускоряет темп повествования и делает его восприятие проще.

Куайтли рисовал каждую панель сначала в синих линиях, после чего простым карандашом добивался желаемой  толщины линий. Контуровщик Джейми Грант сканировал панели и переносил в Photoshop, в котором он обычно работает. Это позволяет Гранту точно переносить толщину линий, что часто не удаётся при работе с настоящей тушью.

Комментарий Гранта Моррисона:

Идея названия «Все звёзды. Супермен» принадлежит соиздателю DC Дэну Дидио. «Комиксы всех звёзд вышли в DC в 1940 году и представили миру первую великую супергероиню – Чудо-Женщину, а также прообраз Общества Справедливости Америки». Дэн возобновил «звёздную» марку в качестве каламбура, общего для серии, задуманной как игровая площадка известных авторов комиксов, где они могли похулиганить с непоследовательностью, с «самым точным» и личным видением ведущих персонажей DC.

В итоге две «звёздные» книги увидели свет: эта и блестящая, но спорная работа Фрэнка Миллера и Джима Ли «Все звёзды. Бэтмен и Чудо-мальчик Робин».

Итак, «Все звёзды. Супермен». Это несколько причудливое и старомодное название тяготило нас с Куайтли, мы решили интерпретировать его буквально и рассказать историю о Супермене как звезде, этаком солнечном «божестве» – отсюда и Супермен в сиянии солнечных лучей на обложке, и структура повествования, описывающего один эпический «день». И именно поэтому в шестом выпуске герой уходит за горизонт, чтобы, как и положено порядочному солнечному божеству из мифа, преодолеть самую долгую ночь зимнего солнцестояния и вырваться из подземного царства, а в девятом выпуске восстать обновлённым.

Супермен

В этой серии мы хотели представить Супермена как образ Просвещения, ренессанскую идею совершенного человека, наделённого совершенным разумом, телом и помыслами. Мне хотелось отразить это и в стилистике повествования, так что мы выбрали строгий подход к макету и изложению. Некоторые оригинальные идеи были придуманы для заброшенной серии 1999 года, называвшейся «Супермен. Сейчас».

На этих исходных набросках вы видите упрощённый символ «S». Я надеялся, что мы сможем разработать новую эмблему Супермена, которая выделит версию «Всех звёзд» среди остальных и объявит о нашей приверженности современному стилю, но сильные мира сего попросили нас придерживаться традиционного значка, и мы подчинились.

Кларк Кент

Художники редко всерьёз подчёркивают разницу между телосложением Супермена и Кента, но мы хотели выгодно это подать. Одной из первых моих идей относительно Супермена было связать его с еврейскими корнями, привнеся во «Все звёзды» яркие, преувеличенно драматичные жесты еврейского театра. Мы с Фрэнком задумались, как мог бы выглядеть Супермен, если бы его рисовал Уилл Айснер в 1940-х годах, и на этом основании выстроили противопоставление физических данных Кента и Супермена.

Нам хотелось, чтобы его маскировка выглядела правдоподобной. Обычно Кларка Кента показывают высоким, хорошо сложенным мужчиной, которого от Супермена отличают, собственно, только зализанные волосы и очки с большими стёклами.

Мы решили, что Супермен может двигаться расхлябанно, сутулиться так, чтобы живот казался больше. Он мог бы и немного косолапить.

Вместо трусоватого, болезненного рохли мы решили сделать Кента слишком крупным для окружающей обстановки. Он играет роль рослого и нескладного деревенского увальня, привыкшего к открытым просторам, который в большом городе, как ни старается, всё равно постоянно врезается в мебель или натыкается на людей.

Ещё мы придумали, что всякий раз, когда Кларк будет проявлять такую неуклюжесть, на самом деле он будет спасать кому-нибудь жизнь. Даже в роли Кента Супермен всегда на посту.

Фрэнк Куайтли, настоящий знаток анатомии и языка тела, изобразил это перевоплощение с невиданной выразительностью.

Кларк Кент

Лоис Лейн

Наша Лоис Лейн Впитала в себя все предыдущие образы, но стала старше и мудрее. Нам хотелось показать, почему Супермен влюбился в эту земную женщину.

Наша Лоис должна была проявить себя не только красивой, но и рассудительной, остроумной, сострадательной, понимающей, подозрительной, циничной, вызывающей, отважной и даже безрассудной.

Джимми Олсен

Мы полностью пересмотрели образ Джимми Олсена, сделав упор на тех качествах, которые нам обоим нравились, но изрядно смягчив традиционные для него черты зелёного начинающего репортёра, которые зачастую определяли его на роль шута.

Я позаимствовал немного от образа более опрометчивого, решительного Джимми, воплощённого в «Мистере Действие» Джека Кирби, добавил самую малость Натана Барли из одноимённого комедийного телесериала, чуточку стиля Преппи из Abercrombie & Fitch, щепотку «Тинтина» и крутую стрижку в духе Куайтли. По просьбе певца Робби Уильямса, Фрэнк придал Джимми отдалённое сходство с ним, что вы можете заметить на этих набросках.

Джимми Ольсен

Джимми прославился своими переодеваниями и причудливыми превращениями (моё любимое – шикарный трансвестит «Мисс Джимми Олсен» из 95-го выпуска «Джимми Олсен», приятель Супермена 1966 года), кивок в сторону которых мы поместили на первой странице нашей истории про Джимми.

Так что я решил сделать эту сторону привлекательности героя частью его работы.

Мне не нравится «Джимми-жертва» или «Джимми-тупица» – подобные подходы не имеют ни малейшего смысла в контексте истории. Мне показалось интереснее придумать убедительного друга Супермена. Парня, чьё общество на самом деле было бы приятно Супермену. Это означало, что Джимми стоит сделать более выпуклым персонажем: хвастливым, но находчивым, простодушным, но мудрым, восторженным, но не глупым.

Темы

Моррисон отмечал, что затронул в All-Star Superman сразу несколько тем. Пожалуй, главная из них – забота Супермена о человечестве и его будущем, несмотря на надвигающаяся смерть. Моррисон хотел, чтобы Супермен был подобен Христу, но без религиозных оттенков. Подобно Иисусу, Супермен был послан отцом на Землю, он использует свои способности и таланты, чтобы помогать и спасать человечество от его собственных слабостей. Моррисон стремился создать образ, лишённый сомнений и мрачных мыслей, что к тому моменту уже стало привычным; его единственной заботой должно было стать благо человечества.

Это приводит нас к ещё одной важной теме произведения (и ещё одному сходству между Христом и Суперменом) – стремлению «подставить правую щёку». Независимо от того, насколько злобным будет антагонист в этой серии, Супермен никогда не опускается до ненависти, проявляя уважение и заботу ко всем, кого встречает. Это особенно показательно в сцене с Стивом Ломбардо, эгоистичным сотрудником The Daily Planet, который постоянно высмеивает Супермена, в том числе и перед Кларком Кентом, однако при их встрече Супермен не проявляет злобы и относится к нему спокойно. Другим примером можно считать сцену в тюрьме, где, будучи Кларком Кентом, Супермен берёт интервью у Лекса Лютора, хотя и понимает, что именно он ответственен за его надвигающуюся гибель.

Ещё одна тема произведения, которая, на первый взгляд, кажется противоречащей первым двум, является попытка Моррисона показать, что Супермен не превосходит людей, а является самым обычным человеком, не идеалом. В пользу этого говорит воспитание Супермена, ведь в качестве Кларка Кента он вырос в самого обычного, среднего и невыдающегося человека без особых талантов. Неуклюжесть Кента многие десятилетия была его ключевой чертой и напоминанием о человечности Супермена. Бар-Эл и Лило признают человечность Супермена, что вызывает у них разочарование, ведь Кал-Эл принял свою приёмную планету и её культуру. Суть Супермена не в том, чтобы играть роль спасителя человечества, он олицетворяет способность человечества спасти себя самостоятельно.

Влияние

События в комиксах DC переходят из серии в серию и влияют на общую вселенную. Однако комиксы линейки All-Star намеренно выпадали из этой тенденции, на что во многом повлияли такие работы, как «Возвращение Тёмного Рыцаря» Ф. Миллера и «Хранители» А. Мура. Сценаристы вроде Моррисона, Мура или Миллера частенько относятся к своим персонажам как к живым людям, а не как к иконам, обременённым атрибутами внушительного канона, накопившихся за долгие годы существования персонажа.

Непосредственно на All-Star Superman повлияла серия One Million издательства DC. Это масштабное кроссовер-событие, объединившее многие группы героев и злодеев. Он был написан Моррисоном в 1998 году и показал потомков супергероев двадцатого и двадцать первого века. Некоторые критики высказали мысль, что All-Star Superman создан как приквел к событиям One Million, что Моррисон не подтверждает, но и не опровергает.

All-Star Superman отлично приняли как публика, так и критики. Это показало индустрии, что, если позволить сценаристам и художникам отходить от канона и давать им большую свободу, то это не вызывает отторжения у преданных фанатов, но даже принесёт успех. В той же манере позже Моррисон и Куайтли поработают над серией Batman and Robin, где использовался тот же подход с отказом от творческого багажа, что накопился у персонажей за долгие годы существования.

Награды

Серия была признана многими критиками и получила множество наград:

  • премия Айснера 2006 г. в категории «Лучшая новая серия»;
  • премия Айснера 2007 г. в категории «Лучшая продолжающаяся серия»;
  • премия Айснера 2009 г. в категории «Лучшая продолжающаяся серия»;
  • премия Харви 2009 г. Гранту Моррисону в категории «Лучший писатель».

Экранизации:

  • All-Star Superman. Режиссёр Сам Лью. DC Entertainment / Warner Bros. Animation, 2011.

Также стоит прочесть:

  • Brian Michael Bendis,  Mark Bagley. Ultimate Spider-Man (2002-2010).
  • Mike Millar, Brian Michael Bendis. Ultimate X-Men (2006-2010).
  • Frank Miller, Jim Lee. All-Star Batman and Robin, the Boy Wonder (2009).
  • Grant Morrison, Andy Clarke, Cameron Stewart. Batman and Robin, Volume 2: Batman and Robin (2010).
  • Grant Morrison, Frank Quitely, Phillip Tan. Batman and Robin, Volume 1: Batman Reborn (2010).

Источники

  • Klaehn Jeffrey. Grant Morrison, Batman, and the Superhero Genre (2009)
  • Robert Sabella. Critical Survey of Graphic Novels. Heroes and Superheroes (2012)
  • Грант Моррисон. «Все звёзды. Супермен» («Азбука», 2015)

Почитайте также:

  • All Star Batman and Robin, the Boy Wonder
  • «Хранители»
  • «Возвращение Тёмного Рыцаря»

Рецензии

Добавить комментарий