“Восемь” Р.Альбукерке

Может ли художник в сценарии?

10-11-16-1

Обычно при оценке комикса есть два основополагающих фактора – рисунок и сюжет. Кажется все просто – вот красивый рисунок и крепкий сюжет – перед нами шедевр. Что-то из этого отсутствует? Что ж, снижаем рейтинг. Однако есть еще третий фактор, который описать еще сложнее, чем рисунок. Не знаю как он правильно называется, но голос внутри предпочитает  термин “подача”. Именно этот фактор подчас примеряет рисунок, сюжет и читателя. Видимо Альбукерке знал что такое “подача” и решил сделать ставку на нее.

10-11-16-2Есть настоящее, прошлое и будущее. А есть некое “слияние”, место вне времени, куда по разным причинам попадают люди. Правит “слиянием” Тиран, его правая рука – фашистский летчик по прозвищу “Копье”. За ним высылают из будущего человека. Только вот беда – у путешественника отшибает память и он с трудом может вспомнить зачем попал в слияние и что должен сделать. Местные ополченцы – грязные и заморенные, терпят нападки Тирана. Их тоже неплохо было бы спасти.

Как и в любом произведении о путешествиях во времени нас ждет “парадокс убитого дедушки”, а в конце неясно намекают на “эффект бабочки”. Повороты сюжета предсказуемы, хотя не все они будут раскрыты. Все потому, что “Восемь” лишь первый том истории, а будет ли продолжение – неизвестно. Причем расширить серию до восьми выпусков и показать последствия действий главного героя никто не мешал. Остается надеяться, что у автора действительно грандиозные планы на продолжение.

10-11-16-3Второй проблемой видится недостаточно раскрытое “слияние”. Вскользь упоминается, мол это месте вне времени, там живут люди. Однако способов попасть в это место показали ровно один, откуда вопрос – как появился город и ополчение? Дети в Слиянии рождаются и взрослеют, правда не ясно с нормальной ли скоростью и как вообще влияет положение “вне времени” на людей? Автор то ли решил вовсе опустить объяснения, то ли оставил их для второй книги. Надо сказать, что сама тема вневременного измерения не нова, но обычно раскрывается интересными особенностями. В частности у Андрея Круза есть серия книг “На пороге Тьмы”, где главный герой попадает как раз в такое место.

Сюжет в целом прост – нужно убить всех злодеев, защитить слабых и сомневающихся в своих силах людей. Попутно разгадываем многочисленные темпоральные связи между персонажами. Когда речь заходит о самих героях вспоминается мультфильм “Алеша Попович и Тугарин Змей”, где конь Юлий рассуждал, мол есть герой и девушка главного героя – они умереть не могут. Здесь тоже самое.  А если умрет кто-то еще, то и ладно, все равно предыстории у персонажа нет. Раскрыть никого не успевают.

И вдруг случается чудо – хочется поставить на полку печатное издание “Восемь”. Потому что оно неожиданно радует глаз. Дело в том, что каждому отрезку реки времени соответствует свой цвет. Будущее в синих тонах, фиолетовое настоящее, зеленое прошлое и оранжевое “слияние”. Причем когда главный герой говорит с будущим или прошлым через коммуникатор дисплей окрашен в цвет времени, что дает подсказки по сюжету. Подобный ход резко ограничивает остальную палитру и заставляет пренебречь деталями рисунка, но на восприятие действует прекрасно. Начинаешь относиться к цветовой палитре едва ли не внимательнее, чем к диалогам.

“Восемь” напомнило фильм “Багровый пик” Гильермо дель Торо. Не сюжетно, нет. Скорее преобладанием антуража и подачи над историей. Откровенно слабые сценарные ходы и там и там компенсируются интересным и, чего греха таить, красивым визуальным рядом. В случае с “Восемь” графическую часть лучше назвать “концептуальной”, потому как сам стиль рисунка придется по душе далеко не всем. Альбукерке вновь показал себя отличным художником, но как рассказчику ему еще есть куда расти. Будем надеяться, что вторая книга расставит точки над i и закроет все вопросы.

© Ю.Гламаздо

Добавить комментарий