“Манхэттенские проекты” Д.Хикман

Закончим неделю забавным комиксом о науке

18-11-16-1

Почему герои сильные, а злодеи умные? Этот вопрос возник у меня при прочтении небольшого комикса к «Музыкальному блогу доктора Ужасного». Классический пример – пара Супермена и Лекса Лютора. Невольно вспоминается и шутка, где Бэтмен отказывался звать Мистера фриза Доктором фризом, потому что иначе половину его заклятых врагов придется звать докторами, ведь у многих есть ученая степень. Дум, Осьминог, Брейниак – наличие интеллекта чаще становится признаком злодеев. Даже герои, обладающие высоким интеллектом, вроде Т’Чаллы, Тони Старка или Рида Ричардса, часто могут делать вещи, идущие вразрез с понятием «добро». Хватает того, что эта троица была в составе Иллюминатов, чьи действия нельзя оценивать однозначно.

В чем же секрет? Я много об этом думал и пришел к выводу, что при определённой массе накопленных знаний до человека доходит, что нет на свете добра и зла. Тогда у него появляется цель и препятствия на пути к ней. Думаю, Ницше в «Воле к власти» рассказал об этом интереснее меня. Я же вел к тому, что есть связь между уровнем интеллекта и тем, что принято называть злом, потому вполне оправдано, что эти слова стоят рядом на обложке комикса «Манхэттенские проекты».

В этой серии смешались вместе криптоистория, безумие и наука. Хикман просто брал каждый элемент и доводил его до абсолюта. Всё от деталей биографий персонажей до их методов тут гипертрофировано, и это работает. Если некто потерял руку, то у него будет гигантский робо-протез. Если кто-то погиб от смертельной дозы излучения, то в комиксе он станет живым мертвецом, сотканным из радиации. И это прекрасно. Таким образом Хикман заставляет читателя лезть в справочники и учебники, чтобы узнать, что именно он обыграл на этот раз.

18-11-16-3

Изобразил выверты фантазии Хикмана Ник Питтара. Рисунок получился немного небрежным, но со множеством деталей. Он вполне подходит истории об ученых, каждый из которых немного не в себе. Лично меня же больше порадовала работа команды колористов. Выбор цветов прекрасен, причем даже в панелях, где фон не прорисовывался, а закрашивался сплошным цветом, можно увидеть фактуру. Да и красно-синее решение для флешбеков выглядит интересно.

Это удачная версия «Пяти кулаков науки», где также взяли реальные исторические личности и пытались обыграть их странности. Но Хикман всухую переиграл Фрекшна на этом поле. Причем помимо буйства фантазии и юмора в «Проектах» есть глубокий посыл. Во-первых, Джонатан говорит с нами об опасности излишних знаний, опасности зайти слишком далеко в своих поисках, словно гномы Мории, откопавшие Балрога. Во-вторых, Хикман наглядно показывает, что наука не имеет границ и гражданства. Её цели куда выше и масштабнее, а методы подчас очень спорны.

18-11-16-4

Это нельзя назвать призывом к обскурантизму, но всё-таки на фоне усиления позиций церкви везде и всюду, полного оболванивания народа через СМИ, я думаю это еще один удар по науке. Странно требовать развития науки, когда в любом телешоу или фильме ученый показывается, как оторванный от жизни человек, не способный на полноценный контакт с обществом, да при этом еще абсолютно бедный и закомплексованный. Вот представьте ребенка, который из года в год это видит, какова вероятность, что он пойдет поднимать науку с колен? А у Хикмана именитые физики все как один с изъяном – расщепление личности, шизофрения, нарциссизм, психопатия. Вряд ли один комикс усугубит уже сложившуюся ситуацию, но мне хотелось бы видеть больше произведений любого жанра, где наука помогала бы людям, спасала, а не становилась убежищем и оправданием для нелюдимых чудиков.

Я не осуждаю Хикмана, я понимаю, что этот комикс создан развлечения ради. И ведь получилось действительно хорошо. Приятный кусочек абсурда и криптоистории, который стоит прочесть.

© Винсент Гуль

Добавить комментарий