«Хаунт» Р. Киркман

С одной стороны, быть критиком здорово: много читаешь — причем и хорошего и плохого — и в итоге можешь составить обстоятельное мнение о комиксах в целом. С другой же стороны, в больших объемах потребления рисованных историй кроется огромный изъян: со временем теряется эффект новизны.

Когда читаешь отдельные творения определенного автора, каждое из них может показаться чем-то прекрасным. Однако, когда перечитаешь множество произведений, видишь повторяющиеся из раза в раз элементы и приемы. Возможно, я иначе воспринял бы комикс Д. Лоэба «Человек-паук: Грусть», но, прочитав в свое время трилогию Д. Лоэба и Т. Сейла о Бэтмене, я видел, что используется та же структура, которую Джеф повторил несколько раз. И подобные «ленивые приемы» есть у многих авторов.

Сегодня речь пойдет о комиксе «Хаунт», руку к которому приложил небезызвестный создатель «Спауна» — Т. МакФарлейн. Хотя сценарий серии писал Р. Киркман, в самой идее персонажа чувствуется сильное влияние Тодда.

Начнем с того, что Т. МакФарлейн ответственен за создание Венома в том виде, в каком мы привыкли представлять этого антигероя. Позже, оставив карьеру в Marvel и основав Image, Тодд придумывает похожего персонажа — Спауна, антигероя в разумном костюме-симбиоте. Он лишь сменил космическое происхождение паразита на сверхъестественное. Третьим в этом списке идей-близнецов оказался Хаунт — персонаж одноименной серии, вышедшей в 2009 году.

Это история двух братьев — Курта и Дэниела, один из которых стал священником, а второй — секретным правительственным агентом. Вот уже много лет они общаются лишь в исповедальне Дэниела, потому что Курт увел невесту у брата и это рассорило их навсегда. Уже в первом выпуске старший погибает, а младший начинает видеть его призрак.

«Хаунт» Р. Киркман, изображение №1

Я думаю, многим знакомо слово «эктоплазма» благодаря приключениям охотников за приведениями. Однако не все видели жутковатые фотографии спиритических сеансов начала XX века, где из разных отверстий у людей появляется некая невесомая белая жижа. Видимо, Тодд видел подобные фото и решил, что это явление можно переложить на его любимую тему. В общем, когда мертвый Курт соприкасается с живым Дэниелом, второй начинает испускать эктоплазму — образуется что-то вроде костюма, которым управляет Курт. Костюм может клеиться к стенам, выкидывать жгуты и создавать колющее оружие разных модификаций. Думаю, теперь понятно, почему я считаю, что влияние Т. МакФарлейна в комиксе велико.

Если учесть, что история повествует о мертвом секретном агенте, который никак не может упокоиться, то это просто брат-близнец Спауна, зачатый Веномом. Самое забавное, что позже Хаунт вольется в серию о Спауне. Возникает закономерный вопрос: «Зачем в одном комиксе два похожих персонажа?» Причем МакФарлейн не лишен самоиронии, ведь при появлении Хаунта в одной из сцен его будущая жертва спрашивает: «Ты что, пришелец какой-то?»

Но давайте отвлечемся от темы самоплагиата Тодда и рассмотрим комикс сам по себе. Однако мы сразу же столкнемся с некоторой сложностью, так как первые восемнадцать выпусков создавала одна команда авторов, а последние десять — другая.

Начнем с первой. Сценарист — Р. Киркман, за рисунок и расположение панелей отвечал Г. Капулло, за тушь — Т. МакФарлейн, за цвет — Ф. Плаченциа. Звездная команда. Думаю, многие сразу узнали пару Капулло-Плаченциа, которая как раз с восемнадцатого выпуска покинет проект, чтобы рисовать и красить серию С. Снайдера о Бэтмене.

Первые восемнадцать выпусков получились занятным развлечением, но не более того. Думаю, других целей авторы перед собой и не ставили. Сюжет переполнен типичными для таких историй погонями, перестрелками и спасением заложников. Вроде бы трудно испортить такой простой сюжет, однако Киркману удается создать целую череду сюжетных дыр и вопросов без ответов. Основной из них: почему Дэниел видит Курта? Роберт просто предлагает принять это как данность. Единственным персонажем, который хотя бы что-то понимает в происходящем, оказывается — каким бы неожиданным это ни было — спасенная в Боливии заложница. Почему она? Почему эта женщина, ползающая по камере, так ничего толком и не объяснила? Чей замысел исполняет на Земле Курт? Вся сверхъестественная составляющая сюжета порождает лишь вопросы, ответов на которые не придется услышать.

Курт в каком-то смысле похож на пустых из вселенной манги «Блич». Это вдвойне заметнее, когда в сюжете появляется существо по имени Видение, задача которого — находить неприкаянных духов и отправлять в посмертие, что в японских верованиях делают синигами.

В общем, наслаждаться творением Киркмана можно только в том случае, если не задаваться вопросами и просто наблюдать за чередой стычек. Сильная сторона первой части «Хаунта» не в сценарии, а в рисунке.

«Хаунт» Р. Киркман, изображение №2

С первых страниц видно, как умело Грег использует панели, как прекрасно он умеет визуально рассказывать историю. Его рисунков хватает, чтобы понять происходящее и без диалогов. В первом же номере можно найти пример удачного расположения панелей при разговоре в исповедальне, где рисунки диалога расставлены вокруг самой будки. Также хочется отметить, что первая страница первого выпуска и первая страница шестого выпуска — идентичны по расположению панелей. Капулло повторяет свою же страницу, и если в первом случае это встреча священника с проституткой, то во втором этот прием усиливает ощущение порочности связи, ведь там изображена измена.

«Хаунт» Р. Киркман, изображение №3

Надо отметить и умение Капулло передавать эмоции персонажей. Мало того что попадающие в кадр предметы сами могут раскрыть некоторые детали сюжета, так еще и выражения лиц позволяют понять, что же происходит в голове героя. Художник отлично рассказывает историю визуально. Помимо этого, Грег любит использовать вытянутые узкие вертикальные панели, и этот прием оправдан, ведь в комиксе много диалогов, а при таком методе построения композиции можно уместить множество реплик разных персонажей в одну линию и не растягивать диалог на пару страниц. Нельзя не отметить и прекрасное чувство времени Грега: его работа не кажется затянутой, и в то же время нет больших скачков между панелями. Идеальный баланс.

Но пора перейти ко второй части, где сценаристом стал Джо Кейси, а художником — Натан Фокс. С первых страниц этот том вызывает недоумение. Без всяких объяснений Курт, который заработал, наконец, прощение брата, вдруг становится полнейшей сволочью. Сначала думаешь, что это действие слишком долгого пребывания в роли бесплотного духа, однако вскоре нам показывают, что старший всю жизнь вел себя подобным образом. Кроме того, после шпионского экшна нам вдруг выдают нуар с обилием закадровых рассуждений.

«Хаунт» Р. Киркман, изображение №4

Если говорить о рисунке, то он стал однозначно хуже. Стиль Натана груб, его иллюстрации напоминают месиво красок и не позволяют понять не только то, что происходит, но и то, что пытался изобразить художник. Есть у Фокса пара интересных решений вроде замены рамки панелей на силуэт здания, но на фоне всего остального это капля в море.

Сценарий достигает пика неадекватности. История Кейси — это будто другое произведение. Поведение братьев резко изменилось, преступная организация с харизматичным лидером обернулась тайным религиозным орденом, повернутым на технологиях, а логических дыр с каждым номером становится все больше.

«Хаунт» Р. Киркман, изображение №5

История Кейси в целом напоминает мангу «Hellsing», где все начинается с охоты на упырей, а заканчивается полномасштабным вторжением Третьего рейха в Лондон спустя полвека после Второй мировой войны. Единственным достоинством этой части я могу назвать изменение образов братьев. Я верю, что именно такой отморозок мог увести невесту у брата, и верю в этого Дэниела, которому не по душе геройства, он просто устал. Однако сценарист не упускает шанса выставить младшего полным идиотом, когда показывает, что при нем в церкви творились странные сектантские обряды, а Дэниел ничего не замечал. Все потому, что история с орденом притянута за уши. И если МакФарлейн изображает в сюжете огромных киборгов из 90-х, которые смотрятся просто забавно, то Кейси вводит пылающего пастора-зомби, крестоносцев верхом на бронированных динозаврах и гигантских насекомых. Абсурд крепчал.

Пора подводить итоги. Серия «Хаунт» — пример того, как комикс начинают исключительно ради создания еще одной серии. Без всяких попыток высказаться или попробовать что-то новое. Рецепт прост: берем то, что уже пару раз сработало, и меняем несколько деталей. Думаю, понятно, что в итоге серию отдали людям, которые сделали ее только хуже. Всем уже будто было наплевать, куда Кейси поведет этот вторичный продукт. Именно продукт, потому что по-другому трудно называть подобные комиксы. Они предназначены лишь для того, чтобы развлечь читателя, и не претендуют на большее.

© Винсент Гуль