«Космические лепёшки» К. Томпсон

Комиксы для детей бывают нескольких видов. Одни помогают маленьким читателям приобщиться к мировой классике, полностью повторяя сюжет оригинала и дополняя его множеством иллюстраций. Другие стремятся научить будущих взрослых основополагающим ценностям вроде дружбы, честности, доброты. Такие произведения удачны только в том случае, если пишутся авторами, которые постоянно общаются с детьми, перенимая их восприятие мира. Без этого ребенку будет просто неинтересно читать представления взрослого о том, что волнует детей. Забавно и то, что добротно выполненное детское произведение мало заинтересует взрослого. Ему могут понравиться иллюстрации, он может умиляться персонажам, но простота образов, линейность повествования и мораль, лежащая на поверхности, не увлекут читателя, избалованного произведениями современных писателей, практикующих самые разные приемы удержания внимания.

Однако есть еще одна разновидность комиксов для детей. Эти книжки маскируются под детское произведение, но в их недрах скрываются важные и сложные вопросы, а высказывания автора могут быть очень смелыми, ведь кто обратит на это внимание? Это же всего лишь книжка для детей.

К какой же разновидности детского комикса можно отнести «Космические лепешки»? Давайте разбираться.

«Космические лепёшки» К. Томпсон, изображение №1

Это история девочки Вайолет, которая вместе с папой и мамой живет в трейлерном городке посреди открытого космоса. Мама трудится дизайнером одежды на модной фабрике, которая расположилась на одном из множества астероидов. Папа работает на заводе — таскает китовый навоз, из которого делают топливо для кораблей. Киты в этом мире — самая большая опасность, потому что они питаются всем, что подвернется, и часто грызут планеты, уничтожая иногда целые виды.

Вдруг случилась экологически-космическая катастрофа: китовая диарея. Что уже само по себе сомнительный сценарный ход. Весь квадрант залило зеленой жижей, которая стопорит движение транспорта и уничтожает поселения. В это же время пропадает отец Вайолет, потому, взяв в охапку цыпленка Элиота и лепешечника Зукхея, Вайолет отправляется на поиски папы. Как и полагается, впереди девочку и ее друзей ждет множество трудностей и опасностей.

Сразу чувствуется разница между «Лепешками» и двумя ключевыми работами Томпсона — «Одеялами» и «Хабиби». Это детское произведение без капли претензии на что-то большое. Исходя из того, что предыдущие две работы автора основывались на религии, я предположил, что «Лепешки» каким-то образом продолжат эту линию, выставив научную фантастику некой верой в будущее или технологии. Однако на деле «Лепешки» — это история повседневная. Да, ее действие происходит в космосе, где существуют иные разумные виды, но легким движением все это можно спустить с галактических высот на бренную землю. Вместо космического буксира пусть будет обычный грузовик, вместо лепешечника Зукхея — мексиканец Мигель, а вместо космического панциря, где живут богатеи, какой-нибудь охраняемый коттеджный городок на окраине города, и все станет куда привычнее. Если учитывать, что комикс написан для детей, то отсутствие невообразимых технологий — правильный ход, иначе ребенок мог бы вообще ничего не понять.

«Космические лепёшки» К. Томпсон, изображение №2

Но для детей ли написаны «Лепешки»? Не нужно даже сильно углубляться в сюжет, чтобы найти аллегории на проблемы современного общества. Томпсон поднимает вопросы истощаемости ресурсов, социального неравенства, стремления вырваться из трущоб, расизма, экологии и целый ворох других проблем. Зачем это ребенку? Можно было подумать, что Крейг, как многие писатели, использовал детскую книгу, чтобы высказать свое смелое мнение о наболевшем, но мало того что все эти замечания никак не скрываются, что обычно и делают авторы, так еще и смелости в них нет. Это лишь констатация наличия этих проблем в нашем обществе. В книге с ними не борются, их даже не осуждают, они просто есть. Потому не понятно, зачем перегружать детскую книгу этими недетскими темами. Как отмечают многие родители, их чада пропустили мимо весь сюжет и тем более поднятые автором вопросы. Однако с книгой они не расставались, часами разглядывая рисунки Томпсона.

И это сильная сторона комикса. Рисовать Томпсон умеет. Крейг использует самые разные приемы. Есть у него склонность изображать строения и корабли в разрезе, рисовать карты и маршруты. Такие рисунки рассматриваешь долго, подмечая детали и принципы работы несуразных механизмов. Использует Томпсон и элементы мира будущего вроде мониторов. Но особенно хорошо ему удается использовать гаттер в повествовании для передачи состояния героев. Например, постоянное сужение панели и сжимание гаттера вокруг персонажей заставляет почувствовать их одиночество и потерянность.

«Космические лепёшки» К. Томпсон, изображение №3

Отдельно стоит отметить работу с цветом. До этого комиксы Томпсона были черно-белыми, что никак их не портило, но «Лепешки» потеряли бы больше половины своего очарования, будь это просто рисунки тушью. Красочное изображение космоса — моя слабость, и Томпсон подарил мне пару часов наслаждения. Я понимаю, что в реальности большая часть космоса — бесконечная темнота с редкими яркими точками, но это никак не портит восприятие подобных работ.

«Космические лепешки» отлично нарисованы, но основа любого комикса — все-таки сценарий, а не рисунок. Сценарий же имеет огромный недостаток: не понятно, для кого создан комикс. Детям неинтересны аллегории на проблемы современного общества, а для взрослых сюжет слишком прост, иносказания чересчур очевидны, а персонажи слишком плоски. Крейг попробовал добавить им глубины или вызвать симпатию к ним, однако, на мой взгляд, Вайолет — весьма невоспитанная, непоседливая и эгоцентричная девочка, напоминающая героиню мультфильма «Маша и Медведь». Она постоянно подвергает опасности и себя, и своих друзей, не слушается родителей, которые о ней заботятся, и самое печальное — в итоге ей удается спасти отца, а это значит, книга оправдывает ее поведение и говорит, что именно оно спасло жизнь ее родителю.

«Космические лепёшки» К. Томпсон, изображение №4

«Космические лепешки» — это попытка создать детскую книгу. Попытка, потому что при чтении складывается ощущение, что комикс написал человек, прочитавший много детских книг, но не общавшийся при этом с детьми. Обилие взрослых тем, которые Томпсон пытался уместить в комиксе, лишь усугубляет недоумение. Сценарий непродуман, будто Крейг так и не определился, для кого будет писать книгу, но откладывать ее создание не стал. На западе Казахстана существует выражение «лепешки лепить», которое означает, что работа выполняется спустя рукава, и, на мой взгляд, Крейг Томпсон налепил очень красивых космических лепешек.

© Винсент Гуль