«Чудо-женщина. Книга 1. Ложь» Г. Раки

Радикальный феминизм и возврат к корням. Рецензия на комикс «Чудо-женщина. Книга 1. Ложь» Г. Раки, изображение №1

Я крайне поверхностно знаком со вселенной DC, однако канон Чудо-женщины мне известен. Я интересовался персонажем, созданным моим коллегой, а также смотрел недавний фильм Warner Bros. Желая поближе познакомиться с оригиналом, я решил начать с линейки «Rebirth». Инициатива «DC Rebirth» подавалась как идеальный способ «войти» во вселенную, как «мягкий перезапуск». В случае с комиксом «Чудо-женщина», написанным Грегом Рака, перезапуск получился совсем не мягким.

В самом начале выпуска «Чудо-женщина. Возрождение» Грег ставит под сомнение канон, заданный эпохой «The New 52». В памяти Чудо-женщины всплывает множество альтернативных картин прошлого, и Диана не знает, чему верить. Несокрушимый шлем Ареса мнется в руках как фольга, а Лассо Истины говорит амазонке, что ее обманули. Героиня решает вернуться к своим корням, надевает традиционный вариант костюма и бросает вызов той неведомой силе, которая пытается сбить ее с пути. Всего за один выпуск все наработки Брайана Аззарелло заметаются под ковер. Грег Рака возрождает посткризисную Чудо-женщину и дальше работает с ней.

Радикальный феминизм и возврат к корням. Рецензия на комикс «Чудо-женщина. Книга 1. Ложь» Г. Раки, изображение №2

Серия разделена на две части. Нечетные выпуски посвящены поискам истины в настоящем (они как раз и объединены в первую книгу), а четные — ориджину персонажа (войдут во вторую). Несмотря на значительный временной разрыв, читать выпуски стоит друг за другом, поскольку они содержат перекрестные отсылки. Однако пока придется довольствоваться лишь половиной истории.

В первых четырех нечетных выпусках показаны приключения Дианы в Урзарских джунглях страны Бванда и противостояние богу-демону Урзкартаге. Ее помощниками становятся старый друг Стив Тревор, случайно оказавшийся рядом, а также давняя противница — Гепарда. Оба остаются в серии надолго и, видимо, будут играть важную роль. После приключений в джунглях начинается основной сюжет, и нам демонстрируют Веронику Кейл, загадочную бизнесвумен, ведущую некие закулисные игры. Сценарист и художник несколько раз намекают на ее связь с Аресом, а если учесть разрушение канона Аззарелло, это может значить все что угодно.

Больше никаких знаменательных событий не происходит. По всей видимости, Грегу Рака неинтересно рассказывать историю супергероини, для него гораздо важнее поиграть смыслами и оттенками. В сценарий вложен хорошо заметный феминистический посыл: почти все главные действующие лица, включая военных, являются женщинами, традиционный монолог злодея-мужчины целиком состоит из сексистских высказываний, а проклятие Урзкартага, наложенное на Гепарду, герои обсуждают так, будто речь идет об абьюзивных отношениях. Яснее эту мысль могла бы донести разве что размещенная на всех страницах плашка «Феминизм рулит!». Сам по себе такой подход корректен. Диана всегда была профеминистичным персонажем, и подобная риторика оправдана. Но Рака, на мой взгляд, слишком прозрачно высказывает свою мысль, заменяя истинный феминизм идеями о женской силе, способной связать и победить мужчин.

Сам образ Чудо-женщины показался мне странным. Сильная, тренированная воительница, прошедшая через множество испытаний, здесь она практически ни с кем не сражается. Зато в ее уста вложены многочисленные высказывания политиков и писателей либерального толка, а ее дружелюбие настолько избыточно, что делает похожей на мультипликационного персонажа. Лично мне не понравилось и то, что в девятом выпуске Чудо-женщина поцеловала женатого мужчину. Образы других персонажей ничем не примечательны. Все встречающиеся на протяжении повествования герои нужны лишь для того, чтобы помочь Диане в ее поисках.

Радикальный феминизм и возврат к корням. Рецензия на комикс «Чудо-женщина. Книга 1. Ложь» Г. Раки, изображение №3

Ван-шот «Чудо-женщина. Возрождение» проиллюстрировал Фил Винслейд. Линии его рисунка тонки и четки, панели в основном горизонтально вытянуты, тела персонажей анатомически правильны. Другими словами, стиль Фила Винслейда типичен для DC 2010-х. На его фоне особенно заметно отличие рисунка Лиама Шарпа, основного художника серии. Его иллюстрации напоминают картины эпохи Возрождения, особенно работы Рафаэля. Толстые линии рисунка, выхваченные светом лица и фигуры на темном фоне, пухлые губы и выделенные глаза — кадры комикса напоминают иконы или фрески, подчеркивая мистическое наполнение истории. Шарп уделяет большое внимание построению кадра и взаимному расположению панелей. В напряженных сценах он отдает предпочтение вертикально ориентированным фреймам, замедляя повествование для достижения эффекта потери ориентации в пространстве и времени, а в мирных и спокойных диалогах, наоборот, старается использовать горизонтальные. Гаттеры тоже играют немаловажную роль: они становятся тем толще и нечетче, чем ближе герои подбираются к логову Урзкартаги. Когда дело доходит до финальной схватки, Шарп использует в качестве границ переплетения лозы или прутьев, комикс начинает выходить за края страницы, а фреймы — хаотично на ней располагаться. После победы над демоном линии резко вновь становятся узкими.

Хотя рисунок Шарпа красив и продуман, я не смог насладиться им в полной мере, поскольку мне не нравится его версия Чудо-женщины. Пухлощекая, с вечной полуулыбкой, Диана скорее похожа на знатную даму, чем на бесстрашную воительницу. Как я уже упоминал, представленный в сценарии образ героини несерьезен, и рисунок усугубляет ситуацию. Трудно сопереживать персонажу, который постоянно смотрит снисходительно-жалостливым взглядом и выглядит как кукла Барби.

Радикальный феминизм и возврат к корням. Рецензия на комикс «Чудо-женщина. Книга 1. Ложь» Г. Раки, изображение №4

Как и все комиксы компании DC, на русском языке книга выпущена издательством «Азбука-Аттикус». Качество полиграфического исполнения и перевода не вызывает нареканий. У меня есть лишь одна претензия: нигде не указан художник ван-шота, Фил Винслейд. В других изданиях линейки «Rebirth», которые у меня есть, имена художников ван-шотов приведены.

В целом комикс получился красивым и эффектным и мне скорее понравился. Он выполняет свою главную задачу — вызывает желание продолжить знакомство с главной героиней. Однако я не стал бы причислять работу Раки и Шарпа к значимым вехам в ее истории.

© Д. Коробенков