«Крепость Сентия» Т. Алёшкин, А. Ерёмин

Античный мир с его ценностями и образом жизни никогда не покидал настоящего полностью. Несколько веков назад идеи Античности стали фундаментом для эпохи Возрождения, теперь же все больше людей призывают вновь обратиться к античному миру как к некоему ковчегу европейских ценностей, ядру цивилизации, для полной перезагрузки жизни. Потому неудивительно, что каждый год по всему миру выходит немало произведений об эпохе, которая до сих пор будоражит человеческую фантазию. Не исключение и Россия: в 2019-м на прилавки книжных магазинов попал комикс Тимофея Алешкина и Александра Еремина «Крепость Сентия».

«Крепость Сентия» Т. Алёшкин, А. Ерёмин, изображение №1

«Крепость Сентия» — история молодого и амбициозного военного трибуна Луция Сентия Сатурнина, которая разворачивается на краю расширяющейся Римской империи времен Помпея и Цицерона. Луций отчаянно жаждет подвигов, чтобы выйти из тени своих высокопоставленных родственников. Однажды к нему является доносчик и сообщает, что поблизости оказался царь гетов Буребиста, с которым Рим ведет войну. Такой шанс Луций не упускает, но вместо царя пленяет не менее ценного жреца, через которого геты отправляют просьбы своему богу Залмоксису. Разгневанные геты решают напасть на крепость Сентия и вернуть священнослужителя.

Стоит оговориться, что «Крепость Сентия» является частью серии комиксов «Вторая война богов», события которой происходят в альтернативной версии нашей реальности и занимают несколько сот лет. Насколько я понял из опубликованной на официальном сайте хронологии, временные разрывы между книгами так велики, что взаимосвязи между ними почти нет, а значит, «Крепость» можно рассматривать как совершенно самостоятельное произведение.

«Крепость Сентия» Т. Алёшкин, А. Ерёмин, изображение №2

Сначала поговорим о минусах книги. Самый серьезный из них — объем. Комикс занимает всего 32 страницы — это половина стандартного альбома BD. И в столь малом объеме нужно уместить события полугодичной осады крепости. Сценарист решает эту проблему включением больших текстовых фрагментов. Через каждые две-три страницы рисованной истории читателя ждет очередное письмо, где кратко описываются события нескольких месяцев или дается информация о перестановке сил. Многим такой формат может не понравиться, потому что он ломает ритм повествования. Такой же прием использовался в «П.С.: После смерти».

Малый объем также помешал полноценно раскрыть персонажей и показать отношения между ними и превратил их в запрограммированных марионеток — они точно знают свою задачу и не отвлекаются на лишнее. Усугубляется это тем, что некоторые герои должны были показать взаимоотношения Империи и варварских народов, что сделать при таком небольшом объеме практически невозможно.

«Крепость Сентия» Т. Алёшкин, А. Ерёмин, изображение №3

Из этого вытекает еще один минус — отсутствие толковых объяснений. Автор самоустранился: в комиксе нет ни закадрового текста, ни пояснений. Все, что имеет на руках читатель, — записки, распоряжения и письма, в которых не найти привычных нам дат или локаций. Потому можно только догадываться, когда происходят события комикса. Разумеется, по упоминаниям Помпея и Цицерона, а также войны Буребисты с Империей можно решить, что история развивается в первом веке до нашей эры. Однако далеко не каждый читатель настолько хорошо помнит историю Римской империи, чтобы найти нестыковку — Буребиста умер, так и не начав войны с Империей, — и понять, что описанные события происходят в альтернативной реальности. Это превращает комикс в этакую шутку для своих.

Когда я встречаюсь со своим школьным другом, который выбрал ту же профессию, что и я, то первые полчаса мы болтаем исключительно о метрологии, и сторонние наблюдатели вряд ли смогут понять наши узкоспециализированные шутки. Именно это мне и напоминает «Крепость Сентия», ведь без знания истории Рима первого столетия до нашей эры можно даже не уловить, что нам показывают альтернативную версию истории.

«Крепость Сентия» Т. Алёшкин, А. Ерёмин, изображение №4

Думаю, пришло время отвлечься от недостатков и поговорить о достоинствах комикса. Первый его плюс — законченность. Из-за обилия текста комикс нужно читать очень внимательно. При первом прочтении я не понял посыла последней страницы, из-за чего у меня возникло ощущение, будто книга вырвана из более масштабной истории и не имеет логичного начала или финала. Однако последняя страница замыкает сюжет, превращая комикс в историю молодого трибуна, добившегося своего.

Еще один несомненный плюс комикса — рисунок. Стиль Александра Еремина наверняка знаком многим по комиксам «Хакер» и «Красный конь» — точный, соблюдающий пропорции и анатомию. И все же у меня есть несколько претензий. Например, практически полное отсутствие эмоций у воюющих сторон. Однако, по словам авторов, сделано это было намерено, чтобы показать воюющие стороны как организованные силы, четко исполняющие приказы, а не уподоблять их двум ватагам дерущихся реконструкторов. Кроме того, я не почувствовал динамики. Статичные позы, зависающее в воздухе оружие вызвали у меня ощущение, будто я смотрю на диораму в музее, где иллюстрируется сцена из жизни римских военных. Возможно, подобный эффект тоже был частью авторского замысла.

Художника хочу похвалить за четкое соблюдение последовательности в кадрах — происходящие события «читаются» без проблем. За исключением эпизода с рыжим воякой, который, судя по кадрам, прямо-таки взлетел на стену. Отмечу и то, что за каждым письмом находится не абы какой фон, а полосной кадр, продолжающий цепочку событий комикса.

Если рассматривать «Крепость Сентия» в целом, то я не могу сказать, что она меня увлекла. Разумеется, во многом это связано с малым объемом. У истории есть потенциал — как сюжетный, так и познавательный. Если бы это была целая серия, то можно было бы глубже раскрыть персонажей, наделить их понятной мотивацией и выстроить более сложные отношения между ними. В познавательной плоскости можно было бы познакомить читателя с особенностями жизни в военном лагере римлян или с обычаями и традициями гетов. Однако у авторов получилась история, которая постоянно перебивается объемными фрагментами текста, пытаясь как-то уместиться в выделенных ей рамках.

© Юлий Гуль