«Пробуждение» С.Снайдер

Каждый день наука отвоёвывает по кусочкам истину у неизвестного. С каждым годом мы всё больше знаем об окружающем мире, а пространства для неизведанного, для тьмы, в которой обитают наши первобытные страхи, остаётся всё меньше. Ещё Лавкрафт считал за благо то, что мы знаем мало, ибо знание того, что скрывается за пределами небольшого островка познанного, свело бы нас с ума. Думаю, подобный страх почувствовал Скотт Снайдер, когда увидел репортаж о поимке у берегов Японии акулы, которую наука считала вымершей. Это существо будто вынырнуло из глубин прошлого с его жуткой пастью и телом. Этот репортаж вдохновил Скотта на написание сценария комикса «Пробуждение», но как он сам заявил в интервью, целью его был как раз не побег от знания, а вызов к тому, чтобы сомневаться, задавать вопросы и искать ответы, то есть — пробуждаться.

«Пробуждение» С.Снайдер, изображение №1

Комикс разбит на две равные части. События первой половины происходят в 2014 году, а второй – спустя 200 лет. Вообще, стоит сразу быть готовыми к тому, что практически каждый номер начинается и заканчивается парочкой страниц из разных временных промежутков истории Земли. Эти фрагменты можно будет связать воедино только в финале.

Интересная особенность комикса заключается в том, что он делится пополам не только по историческим периодам, но и по жанрам. Первая часть — классический хоррор в стиле «Глубокого синего моря» с добавлением «Бездны» Камерона, а вторая – постапокалипсис в стиле «Водного мира», который постепенно превращается в научную фантастику с изрядной долей альтернативной истории в стиле «Миссия на Марс».

Первая воловина истории посвящена кетологу Ли Арчер, которую правительство привлекает к изучению неизвестного науке существа, пойманного бурильщиками тайной подводной нефтяной станции. Это существо, напоминающее русалку, издает звуки, подобные песням китов, почему и привлекают доктора Арчер. Помимо неё к работе привлекли фольклориста и браконьера, специализирующегося на морских животных. Как полагается, чудище сбежало, станцию затопило, и тут всё происходит в рамках стандартных хорроров про таинственных подводных монстров и пространства, откуда нельзя сбежать. Снайдер от начала и до конца держит напряжение на высоком уровне: герои придумывают план за планом, но все их ждут провалы, что создаёт ощущение западни и безысходности.

«Пробуждение» С.Снайдер, изображение №2

С шестого номера нас резко перебрасывают на два века в будущее, где раса русалок – русы, затопили полмира и каждый день каким-то образом понемногу заставляют линию берега уходить вглубь материков. Люди как могут выживают, но делать это становится всё сложнее. В этом мире на русов охотится Ливард – главная героиня второй половины серии. Она потратила годы на то, чтобы услышать таинственную передачу в эфире, и в итоге ей удаётся перехватить сигнал от доктора Ли Арчер, причем складывается ощущение, что она жива, хотя прошло уже двести лет. Сражаясь с агентами новой версии правительства, которое почему-то скрывает от людей факт существования сигнала, Ливард вступает в ряды пиратов с подлодкой в виде гигантского руса и капитаном, который явно списан с Немо. До цели девушка добирается в финальном номере, который у читателей вызывал очень смешанные чувства. В конце Снайдер выдает целую теорию о том, откуда появились на Земле люди, кто такие русы, почему они ненавидят сапиенсов, и раскрывает смысл мини-вставок с непонятными сценами в первых номерах.

Финал в этом комиксе – самая спорная часть. Я при чтении почувствовал примерно то же, что и при просмотре «Евангелиона» — цельное и приятное произведение, которое кончается пространными разговорами и объяснениями, которые заставляют ломать голову и искать теории других читателей, чтобы хоть как-то себе объяснить произошедшее.

Если судить очень строго, то первые пять номеров – прекрасны. Они вполне самодостаточны, как хоррор с апокалипсисом в конце, в котором не случилось счастливого конца. А вот вторая часть хромает по паре пунктам. Самый главный минус – пространное объяснение в финале. Снайдер попытался переосмыслить историю человечества в стиле альтернативщиков, у которых в девятнадцатом веке случилась глобальная ядерная война, но мы о ней забыли. Увы, вышло это слабо, потому к его теории появляется немало вопросов, ведь многие части этого мифа будто созданы просто, чтобы залатать логические дыры.

«Пробуждение» С.Снайдер, изображение №3

Вторая проблема – ничего толком не раскрывается. Непонятно, чем опасно для правительства сообщение доктора Арчер. Непонятно, как вообще образовалось это правительство. Непонятно, зачем им ледяная башня, которая выглядит красиво, но в практическом плане выглядит безумно. Скотт попытался показать что-то через карты и упоминания разных областей и народов этого нового мира, но он будто дразнит тем, что у него есть интересный мир со множеством деталей, с двухсотлетней историей, но он его нам не покажет. Возможно, дело тут в малом объеме. Но задел тут есть на серию вроде кирбиевского «Каманди». И финальная сцена очень располагает к продолжению приключений.

К чему придраться нельзя, так это к работе Шона Мёрфи. На страницах комикса можно найти множество интересных решений. Один из моих любимейших моментов – это то как он использовал силуэт бурильной станции для изображения звука. Хватает тут и интересных композиций, и интересных приемов вроде врезок поверх разворота. Немаловажны внимательность Мёрфи к деталям и его фантазия. Мне искренне хотелось узнать больше о тех народах и местах, которые он изобразил эпизодически при описании путешествия Арго-3 в Антарктиду.

Если говорить в целом о комиксе, то он выглядит как мешок, в который набили очень много всего. При чтении вспоминается то какой-то фильм, то комикс, то роман. Но надо отметить, что Скотт проделал большую работу по сбору информации и вписыванию своих фантазий в контекст реального мира, как делал это Гейман в первом томе «Песочного человека». Да, финал смазывает впечатление от комикса, и это печально, ведь концовки мы помним лучше всего. Вместо стройной и лаконичной теории альтернативной истории, что удалось сделать Пау в «Атласе и Аксисе», я ощущал, будто читаю мориисновскую «Грязь» или «Безымянный», ведь вместо того, чтобы с чувством удовлетворения закрыть книгу, я сидел и думал, что всё это значит, а потом искал объяснений у других читателей. Однако, несмотря на это, я всё-таки порекомендовал бы ознакомиться с этим творением Снайдера и Мёрфи.

Ю.Гуль