“Люди Икс: Конец Человечества” М.Кэри

Эту неделю начнем с нового автора и его взгляда на историю из серии Marvel OGN.

Все мы знаем историю Людей Икс. Это своеобразное отражение реальной жизни, раскрывающее проблему дискриминации определённых групп людей на примере мутантов как новой ветви эволюции –  Homo Superior, проблему радикальной борьбы унижаемых меньшинств с давлением извне на примере Братства, возглавляемого Магнето, и этот список можно продолжать достаточно долго. Идеи, раскрывающиеся в этой серии, многочисленны, за это я и люблю Людей Икс. Но Майк Кэри в своем сюжете решил сделать упор на последствиях безотцовщины и классическом конфликте поколений. И это не шутка.

Крутой пресс-релиз от издательства и синопсис, который не оценил бы лишь Мэтт Мердок, и то лишь потому, что он не написан шрифтом Брайля, сделали сей комикс очень привлекательным. Я недолго думал перед покупкой, но потом был действительно разочарован, ведь за приятной глянцевой обложкой с матовыми вставками, эффектным и стильным артом на форзаце и великолепным рисунком Сальвадора Ларрока, оказалась история, читать которую становится неинтересно с появлением главного злодея, то есть уже в самом начале.

Плод воображения Майка Кэри является прямым продолжением кроссовера «Битва Атома» и нескольких томов Людей Икс, за выпуск которых отвечает Jellyfish Jam. Так что настоятельно рекомендую вам предварительно прочесть их, чтобы разобраться в этой истории. При первом прочтении мне было сложно понять происходящее без знакомства с предысторией, так как в данной новелле линейки OGN связь с серией намного теснее, чем, например, в “Делах Семейных” Марка Уэйда.

Зверь перед событиями Битвы Атома переместил в наше время оригинальную пятерку героев, первый состав Людей икс. Не удивляйтесь, увидев здесь, например, его молодую версию. Это событие в будущем стало причиной противостояния мутантов из разных временных отрезков. Конечно, Бендис оставил в финале надежду на светлое будущее, и вроде все должно быть неплохо. Но никто не предвидел, что на школу однажды упадет самолет… совершенно пустой самолет. Да, кто – то просто взял и вычеркнул людей из истории! Земля без людей – это достаточно интересный мысленный эксперимент, обнажающий проблемы мутантов. Воцарился ли мир на планете без людей, которых большинство мутантов считали главной угрозой? И тут я подумал, мол, Вау! Почему никто раньше до этого не додумался? Еще никто из авторов не стирал абсолютно всех людей с лица земли всего за пару секунд! Но этим Вау, в принципе ограничивается мое хорошее мнение о сюжете. Ведь из всех представленных на страницах “Битвы Атома” членов Братства Мутантов из будущего, на место главного антагониста Кэри выбрал непутевого сына Росомахи и Мистик – Рейза. Он пользуется поддержкой матери, которая даже не уверена, являются ли они родственниками. Ее сын куда менее идейный персонаж, чем Магнето, но и он умудряется найти себе союзников из множества параллельных миров.

На момент написания рецензии я уже знал, о чем эта история. Перечитывая ее, я до последнего надеялся увидеть сюжет в лучших традициях Лоэба, когда настоящий злодей появится ближе к концу и будет чертовки эффектен. Но здесь этого, увы, не произошло. Рейз жалок, он терпит унижение от Росомахи на глазах всей команды, и я не могу понять, исходя из какой логики это так называемое «Братство» вообще идет в бой за его “идеалы”. Как может создать Республику Мутантов существо, не способное даже постоять за себя? Где твоя честь, Рейз? Даже эгоизм персонажа настолько наигран, что Станиславский, будь он в здравом уме и трезвой памяти, кричал бы: «Не Верю!»

С другой стороны, автор заставляет меня искренне ненавидеть плод любви Логана и Мистик, видимо, уже постаревших и забывших волшебное слово «контрацепция». Главную ошибку в мотивации Рейза автор и сам подчеркивает словами Магнето о том, что движет Рейзом не столько желание создать свободную республику для мутантов, сколько склонить Людей Икс к бойне, мстя отцу. Только не понятно, за что? За то, что он помог ему появиться на свет, что ли?

Вообще много героев вызывают нарекания. Ведь главная проблема всей серии о Людях Икс в огромном количестве персонажей, из–за чего часто теряется пресловутая повествовательная нить Ариадны. Радует здесь только Зверь. Хэнк, как обычно, спокоен, рассудителен, у него всегда есть план, даже, когда плана нет. Огорчает и то, что неплохо раскрытая Бендисом в «Битве Атома» Китти Прайд, на тот момент уже профессор и наставник оригинальной команды из прошлого, в «Конце Человечества» никак себя не проявляет. У нее тут всего пара реплик. Зато опять появляются мутанты из параллельных миров, Ртуть с Алой Ведьмой, например. И они же практически ничего не делают! Зачем добавлять их в повествование? Чтобы спасти маленькую мутантку – шпиона? Китти, на мой взгляд, смотрелась бы тут намного эффектней. И вообще, персонажи на протяжении всего сюжета никак не эволюционируют. Автор заканчивает тем же, с чего он и начал, в итоге все остается на своих местах. Происходящее никак не меняет героев и не заставляет их объединиться после произошедшего катаклизма.

Само действие достаточно динамично, но одно событие слишком быстро сменяется другим, что создает ощущение спешки и еще сильнее усложняет попытки понять, кто есть кто в этом сборище мутантов всех мастей. Решения принимаются слишком резко, так же резко заканчиваются и сами ситуации, в которые попадают мутанты. Они уже привыкли к этому, но читатель, к сожалению, нет.

Кэри пытается разбавить повествование о тяжелой судьбе целого биологического вида третьесортными шутками, даже попытки договориться с Дормамму бесспорно гениальны на фоне этих попыток удачно пошутить. За все прочтение посмеялся я раза 3. Спасибо, Хэнк!

Перейдем к рисунку. С художником я познакомился случайно, однажды наткнувшись на кроссовер Карателя и Эминема (представьте себе, такое тоже есть), пожалуй, это единственная вещь, которую я считаю хуже рецензируемой. Так вот, тогда рисунок мне не понравился, сейчас же, полистав комикс, я нашел манеру художника интересной. Но стиль того Сальвадора и Сальвадора, рисовавшего Людей Икс и Железного Человека, совершенно разные, на мой взгляд. Герои нарисованы очень стильно, дизайн костюма Циклопа во многом повлиял на мое решение купить книгу. Но в комиксе при небольшом количестве страниц и книжном формате, достаточно много разворотов и панелей, переходящих с одной страницы на другую. Битва Атома тоже изобилует такими вещами, но ее я читал в электронном варианте, и этих недостатков заметно не было. В напечатанном же варианте это выглядит ужасно. Особенно на разворотах, где часть рисунка теряется в складке между страниц. Правда, не знаю, кого тут стоит ругать – художника, редактора, верстальщика или вообще издательство, но технология производства явно несовершенна – страницы сшиты очень халтурно, это еще больше усложняет восприятие и без того неудачно выстроенной раскадровки.

При всем мастерстве художника, он не способен грамотно передавать ощущения движения, необходимые в боевых сценах, которыми изобилует истории о мутантах. В местах, где вспомогательные линии помогли бы передать динамичность сцены, художник их не изображает, что создает эффект статичности, как будто кто – то остановил время, и мутанты, застыли в воздухе.

Правда, есть и плюсы, но тут уже спасибо колористу. Комикс очень красочный, яркий и привлекательный, его приятно полистать в магазине, а потом не купить, посмотрев несколько текстовых баллонов. Не знаю, как кому, а мне вот не нравится, когда абсолютно все реплики написаны одним шрифтом, как будто герои не имеют индивидуальности. Откройте хотя бы “Смерть Семьи” Скотта Снайдера: реплики Джокера меня пугают уже благодаря этому безумному шрифту! В «Конце Человечества» тоже можно было бы выделить отдельным шрифтом реплики Рейза, например, потому что он самый трусливый, хоть и кажется таким брутальным и уверенным в своих силах. Ну, или потому что его внешность самая необычная. Кроме него есть только толстяк, скелет и внутренности которого просвечивают сквозь кожу, но реплик Кэри этому парню не дал.

Так что в итоге? У нас есть отличная оболочка: привлекательная обложка, хороший рисунок, неплохая структура и знакомые с детства образы. Можно даже разглядеть зачатки цели, которую преследует автор – ведь мы и правда не ценим мир, в котором живем. А мутанты и без людей найдут причину подраться. Но из-за отсутствия грамотного сценария, проработанных персонажей, интересных сюжетных поворотов у меня не возникает страха за наше будущее, желания выбрасывать мусор только в урну и не становиться наркоторговцем. В пометке на обратной стороне книги написано, что Кэри успешный сценарист, и, возможно, стоит познакомится с его предыдущими работами, например, с “Люцифером”, но в «Конце Человечества» автор со своей задачей, увы, не справился.

Таково моё мнение. Напоследок скажу, что в любом случае в первую очередь нужно всегда полагаться лишь на свое мнение. Берите книгу, читайте, и вполне возможно, вы посчитаете “Конец Человечества” шедевром.

© А.Соловьёв

Добавить комментарий