“Восход Солнца” Ф.В.Мурнау

Время открыть рубрику и о кино!

Кинематограф прошел длинный путь от своего зарождения до наших дней. С каждым годом инструментарий режиссёров ширится, и на мой взгляд, это не всегда к лучшему. Во времена немого кино, при съемке фильма было множество ограничений, но творцы преодолевали их. Часто использовали геометрические хитрости, чтобы, например, в одном кадре оказались огромный и крошечный человек, делали много дублей, чтобы воплотить задуманные трюки, ну а самое главное, актёры использовали все возможные приёмы, чтобы передать эмоции, и в итоге кино того периода по праву можно назвать визуальным искусством, в то время как современные фильмы часто люди просто слушают, как некогда слушали радио спектакли, и при этом нисколько не теряют в восприятии.

Потому говорить о кино я хотел бы с самого начала. А лучшей точкой для входа в тему я считаю список фильмов, премированных американской киноакадемией. Первым в этом списке значится «Восход Солнца» 1927 года – первый американский фильм немецкого режиссера Ф.В.Мурнау, известного по своеобразной экранизации «Дракулы» Б.Стокера – «Носферату».

На самом деле, первый Оскар проходил в 1929 году, а значит в номинанты могли попасть картины, снятые лишь в 1928 и 1929 годах, но так как это была самая первая церемония, то рамки были чуть расширены и в итоге «Восход Солнца» получил заслуженное признание, хоть и не в категории “Лучший фильм”, но всё же.

Чем же он его заслужил? Если честно, то в первые минут десять мне казалось, что я потрачу полтора часа своего времени на фильм, который был актуален и интересен лишь для своего времени. Всё из-за обманчивой простоты сюжета. В сезон отпусков люди из города отправляются в деревню, но, когда все уже давно уехали, задерживается одна отдыхающая. Оказывается, она гуляет с местным фермер, а фермер женат, потому никак не хочет продавать хозяйство и ехать вслед за любовницей в город. Но у разлучницы есть план: утопить супругу и выставить все как несчастный случай. И эта завязка прошла минут за пять. Я сидел и задавался вопросом, если всё так динамично, то чем режиссер хотел заполнить целых полтора часа хронометража. Тут и открывается прелесть ленты: не получается до конца разгадать замысел сценариста. Это прекрасно, когда сюжет удивляет и в хорошем смысле обманывает ожидания.

Не думаю, что стоит рассказывать историю дальше, потому что это испортит впечатление тем, кто будет смотреть фильм впервые. Лучше поговорить о плюсах и минусах ленты Мурнау. И главное его достоинство – это эмоции. На мой взгляд, произведение обязательно должно вызвать у зрителя эмоцию, отрицательную или положительную – дело десятое.  «Восход Солнца» же умудряется подарить целую палитру эмоций. Всё от того, что очень трудно отнести сюжет к определенному жанру. Тут есть элементы и психологической драмы, и комедии, и трагедии, и любовной истории. Причем каждая часть проработана добротно, потому я и искренне сопереживал, и от души хохотал.

Второй плюс – количество титров. Если вы, как и я, любите немое кино, то, думаю, тоже обращаете внимание на этот показатель. Чем меньше титров появляется, тем больше вложено в визуальный язык. Это значит команда старалась как можно больше передать через картинку, не поясняя каждый шаг нарративом или репликой. И надо сказать, вышло это отлично. Работа актёров в этом фильме одна из сильнейших сторон. Как прекрасно Джордж О’Брайен передает груз совести. В момент, когда он намеревался утопить жену, аки Герасим Муму, у меня было ощущение, что я наблюдаю за Раскольниковым, прячущим топор за пазухой, такой достоевщиной веяло от этих сцен. А как чудесно смогла Дженет Гейнор передать образ этакого ангела, верного своему супругу даже в самое трудное время. В общем, благодаря виртуозной игре актёров, немой фильм стал немым по максимуму.

Кстати нужно отметить, что даже к титрам создатели отнеслись творчески и местами они из статичного текста превращались в элемент, иллюстрирующий смысл написанного, еще сильнее расширяя инструментарий визуального языка ленты.

Пришла пора хвалить и тех, кто остался за кадром. Во-первых, оператор. Немое кино всегда интересно тем, что большинство уже давно привычных приёмов на тот момент только изобретались. Лично меня порадовала динамичность в съемке: статичных кадров в фильме по минимуму, оператор захватывал довольно обширное пространство, а наложение эффектов, как например прогулка сквозь бешеный поток автомобилей – вышло прекрасно.

Как и прекрасна работа сценариста. Он создал историю без лишних фрагментов. Да, конечно, имеются необоснованно, как мне кажется, затянутые моменты вроде охоты за сбежавшим поросёнком, но в целом сюжет нигде не провисает. Сценарист отлично использует принцип зеркальности, причем играет он как на отражении ситуаций вроде момента, где параллельно идут сцены, когда муж обнимает любовницу , а жена обнимает ребенка; так и не контрасте, когда при сборе в злополучную лодочную прогулку муж сгорблен под грузом совести, а жена порхает, собирая всё необходимое.

В целом у меня было при просмотре некоторое дежавю наоборот. Мне вспомнился фильм, снятый почти через 60 лет на другом конце планеты. «Любовь и голуби». Городская дамочка уводит деревенского мужика из семьи, противопоставление жизни в мегаполисе и в глубинке, темы прощения и настоящей любви, которая не сдаётся. И это всё важно. Автор показал, что искренность способна существовать даже среди машин, мчащихся в никуда на бешеной скорости, и среди толпы людей, завороженных яркими и холодными огнями города.

В финале пару, обретшую во второй раз свою любовь, ждало еще одно испытание – буря, которая, как и планировалось, перевернула лодку. Но теперь связка тростника, которую муж заготовил, чтобы спастись во время инсценировки несчастного случая, должна спасти жизнь горячо любимой жены – всё тот же принцип зеркальности. Лично я было подумал, что сценарист решил устроить трагичный финал, чтобы сыграть на эмоциях: только-только взошло новое Солнце любви супругов, как один из них умирает. Но замысел раскрылся чуть позже, когда муж всё-таки выплыл, а жену не нашли даже силами всей деревни. Сценарист поставил мужа перед выбором: в итоге всё сложилось именно так, как они планировали с разлучницей, но увидев злодейку, он чуть её не убил. Выбор сделан, и вот тогда-то чудом находят жену.

Какие же я могу назвать минусы? Да обычные для немого кино. Во-первых, это немое кино, а многие не могут его смотреть по самым разным причинам. Во-вторых, это период, когда кино еще отделялось от театра, потому яркие наигранные жесты тут еще можно встретить. В остальном же работа всех членов команды от режиссера до осветителя и от актеров до собаки, изображающей страх за хозяйку, на высоте. Очень рекомендую к просмотру каждому.

© Винсент Гуль

 

Добавить комментарий