“Воскресение Рейчел” Т.Мур

Кто о чём, а Гуль о ведьмах. Начинаю думать, что это уже какая-то моя специфика на Гиктаре – хорроры о ведьмах из захолустья.

Читать комикс на русском языке
Читать комикс на английском языке

Страх смерти – самый глубинный из человеческих страхов. Думаю, во многом он рожден неопределенностью: мы ничего не знаем о том, что нас ждёт по ту сторону жизни. Многое стало бы проще, знай мы это. Одни перестали бы бояться жить, как им хочется, не опасаясь вечных мук, если бы вдруг мы узнали, что по ту сторону ничего нет. Другие, напротив, изменили бы свою жизнь, если бы из экспедиции в послесмертие вернулись ученые в обгоревших скафандрах, обезумевшие от увиденного в преисподней. Но есть и те, кого такие вопросы не заботят. Например, Рейчел, которая просто просыпается после каждой своей смерти.

Началось всё с её убийства. Кто-то задушил девушку и спрятал в могиле на дне высохшей реки. Она не сразу осознала факт своей смерти, зато окружающие заметили какие-то изменения в Рейчел. Хотя, может, ее выдали след от удавки на шее и налитые кровью глаза. Жутковатое начало, но так кажется только при чтении первых номеров, потому что дальше – больше. Рейчел узнает, что она ведьма, что ее родной городок полон ужасов, спрятанных за респектабельными фасадами и под ухоженными лужайками, и что на носу апокалипсис. Пытаясь разгадать тайну своего убийства, Рейчел натыкается на новые секреты и загадки, а в разрастающуюся воронку сюжета попадает всё больше персонажей.

Должен признаться, говорить о сюжете сложно, потому что даже общий взгляд на него уже раскрывает важные детали истории. Да и проблема в том, что Терри Мур создал довольно необычное произведение. Везде пишут, что это хоррор, но основная цель хоррора – напугать читателя или художественно изобразить страх. Тут же мистика, тайна и страх стали, скорее, соусом, а не основным блюдом. Сама история больше детективная. Перед героями один за другим появляются вопросы, и они ищут ответы, а ведьмы и демоны становятся только частью антуража. Причем Мур замечательно выстроил повествование. Историю он начинает без всяких предисловий с могилы Рейчел. Он не даёт никакой информации читателю, поэтому мы будто всю книгу ходим по пятам за Рейчел, смотрим через плечо и расследуем всё вместе с ней. Я очень люблю подобные приёмы, когда автор заставляет читателя самостоятельно складывать кусочки мозаики, чтобы понять образ персонажа.

Самое забавное, что и мистическим детективом в стиле «Сонной лощины» сюжет не ограничивается. В него вплетены и история любви, и история непростых семейных отношений длиною в вечность, а уж на количество библейских отсылок Зак Снайдер смотрит с черной завистью. Хотя это даже не отсылки, а новая версия событий, описанных в Бытие. И это уже отдельная тема, о которой хотелось бы вставить пару слов.

Не так давно прочитал в интернете шутку о том, как зрители сериала «Люцифер» в поисках информации о персонаже натыкаются на фанатов сериала «Сверхъестественное», и в итоге уже получается какая-то своя версия Библии, переиначенная десятками творцов, также близкая к оригиналу, как «Буратино» к «Пиноккио». У Мура тоже есть свой вариант происхождения людей в Эдеме. Деталей раскрывать не буду, но получилось все довольно феминистично, и мне это, пожалуй, понравилось, но первоисточник знать всё-таки не помешает.

В общем, это не совсем хоррор, а скорее, целая смесь из нескольких жанров. При этом Мур не дает просесть ни одной из составляющих истории. Если в сюжете есть любовь, то она будет раскрываться плавно, начавшись с робкого признания трупу, постепенно раскручивая эту линию. Терри не бросает в лицо читателя факт «Они друг друга любят», он дарит возможность поверить в это чувство, следить за ним. Также ответственно он отнёсся и к каждому герою, потому нет ощущения, что в сюжете присутствуют второстепенные персонажи. Каждый из них отлично проработан. На мой взгляд, тут Мур пользуется приёмом Тарантино, когда в диалоге о каких-то повседневных делах и незначительных вещах герои раскрывают свою личность. Прелесть работы Терри в том, что он не пихает грубо экспозицию в глотку читателя. Всё необходимое показывается и выдается точно выверенными порциями. В каждого персонажа веришь, потому что они здесь не просто инструменты для повествования, а живые люди. Лично я влюбился в образ психопатки Зоуи, а это еще нужно суметь – заставить сопереживать десятилетней девочке, которая использует кинжал как решение всех межличностных проблем.

Жуткий персонаж, не правда ли? Но на фоне всего остального городка Мэнсон, где и происходят события комикса, Зоуи выглядит вполне себе адекватно. Тут есть и врач, что несколько десятилетий живет с мумией своей жены, есть убийцы всех мастей, есть приемные родители-педофилы и много еще ужасов разного калибра. Сама история вообще началась триста лет назад. Когда ради очищения от парочки ведьм в городе повесили 100 девушек. Не зря всё-таки американские хоррор-писатели так любят эти маленькие тихие провинциальные городки. Так что, как и в случае с «Вѣдьмами» Скотта Снайдера, пугают в этой истории не ведьмы и не демоны, а самые обычные люди. Такие сюжеты заставляют задуматься о том, сколько ужасов происходит в эту самую минуту, скольких людей терзают и мучают больные извращенцы в подвалах и на пустынных тропинках. И кто может ручаться, что нам не суждено однажды встретить кого-то из этих чудовищ на своем пути или даже стать одним из них.

Но давайте отвлечемся от этих жутких мыслей и поговорим о рисунке. Тут невозможно не похвалить работу Терри Мура. Каждая линия выверена, нет ни одного лишнего штриха, о соблюдении анатомии и пропорций тут и говорить смешно – Терри не упускает ничего. Многим не по душе отсутствие цвета. Что ж, признаюсь, я и сам прочитал комикс только со второго раза из-за этого. Мне понадобилось время привыкнуть к черно-белому рисунку. И проблема тут не в том, что я его не выношу: я спокойно читаю мангу или «Город грехов», просто «Воскресение» выглядит как законченная работа контуровщика, которую должны были передать колористу, но вместо этого ее издали. Но при этом забавно, что после второго-третьего номера я уже не мог представить эту историю в цвете и решение Мура казалось идеальным.

Время подводить итоги. Это добротное произведение, полное живых персонажей, с крепким и логичным сюжетом. Рискованно писать на такую довольно избитую тему как ведьмы в захолустье, но Терри Мур не увяз в штампах, и история читается легко. Не обошлось без минусов. На мой взгляд, тут их два. Первый – это финал. Прекрасное окончание истории Рейчел обставлено как закладка для продолжения. Второй – открытые вопросы. Многие сюжетные линии остались без финала. Но оба этих минуса я могу понять. В 2013 году в своей твиттер-переписке Мур сказал, что продажи комикса падают, а это повлечет за собой закрытие серии. Пользователи интернета устроили целую акцию по спасению любимой истории. Продажи вернулись на прежний уровень, но роста так и не последовало. В итоге в 2014 году Мур сообщил, что комикс закончится на 42 номере. Как я понимаю, причиной стали всё те же продажи, потому что сюжет выглядит так, будто его оборвали, не добравшись до финала, и автор еще много чего хотел рассказать. Эта история показывает, что во многом именно от читателей зависит то, что же ему предложит рынок. Мы рублем голосуем за темы, жанры и авторов, которых хотим видеть на прилавках. Потому история с «Воскресением Рейчел» – это лишнее напоминание всем нам, что стоящие проекты нужно поддерживать. А работа Мура как раз качественный и умело написанный комикс, который я могу порекомендовать всем.

© Винсент Гуль

Добавить комментарий