“Львы Багдада” Б.Вон

Неделю начинаем с комикса о пушистых зверятах в самом центре боевых действий.

В 2003 году при бомбардировке Багдада четыре льва сбежали из зоопарка, а позже погибли от рук американских солдат. Эта история легла в основу комикса именитого автора – Б.К. Вона. Хорошие отзывы, множество положительных рецензий, что же мне могло не понравиться? Давайте расскажу.

Когда я прочитал этот короткий анонс с описанием случая, который стал первоосновой сюжета, я настроился на историю в стиле Э.Сетона-Томпсона. В детстве я зачитывался его рассказами о волках, лисах и кошках. События там подавались реалистично, читатель наблюдал со стороны за зверями, имея при этом возможность слышать его мысли и рассуждения. Но «Львы» лишили меня всяких надежд на подобную историю в самом начале, когда молодая львица обсуждала с антилопой сложный план побега из зоопарка с участием стаи обезьян. 11 друзей Симбы. В этот момент я понял, что вместо «Домино» я получил «Скотный двор».

По сути, Вон создал басню, где каждый из львов прайда олицетворяет определенную группу иракского народа. Есть тут и консерватор, есть и реформатор, есть и нейтрально настроенный персонаж. Зоопарк же, по задумке Вона, это режим Саддама.

Что ж, Америка разнесла зоопарк, или режим Саддама, и львы, или народ Ирака, оказались на свободе. Чувствуете многослойность сюжета? Да только вот, как по мне, обе его составляющие с треском проваливаются. На поверхности у нас история львов, которые наконец обрели долгожданную свободу. Здесь у нас короткая версия смерти Тринити из «Матрицы»: они прошли через некоторые трудности, чтобы наконец увидеть заходящее за горизонт солнце, и тут же погибли. Помните ведь, как в финале Тринити радовалась Солнцу и не жалела о своей смерти? Этот сюжет слишком плоский, грешит морализаторством из уст черепахи, которая прямым текстом передает мысли автора, а после грешит излюбленным приемом , типичным, скорее, для Моррисона, – вызвать жалость к бедным созданиям. Все ведь помнят такой же плоский «We3»?

Что касается второго дна, где у нас покоится попытка аллегорично рассказать историю народа Ирака, то тут есть два варианта. Первый: Вон просто слил весь посыл. Второй: Вон завуалированно, как и полагается настоящему канадцу, высказался против войны в Ираке.

Почему автор, возможно, слил посыл? Да потому что все четыре льва погибли. Сам Вон в заявке в издательство отмечает, что каждый персонаж олицетворяет определенную группу иракского народа. Что же выходит в итоге? Поддерживай Саддама или не поддерживай – ты всё равно погибнешь. Другого варианта нет. Именно так звучала бы финальная фраза, которая бы стояла за классическим: «Мораль сей басни такова…». То есть маленький читатель не может вынести никакого урока из такого произведения кроме: «Делай что хочешь, всё равно тебя расстреляют». Актуально в реалиях нынешнего времени, когда митинги гудят по всем площадям.

В таком ключе куда реальнее выглядит второй вариант. Вон сделал антиамериканский комикс. И если принять эту точку зрения, то мысль его проста: он критикует американские войска за уничтожение мирного населения. Также есть тут, как по мне, намёк и на причины начала войны. Как все мы помним, причиной стало призрачное наличие на территории Ирака оружия массового поражения. После кампании чиновники публично признали, что оружия там нет. В финале же видно, что львов американцы начали расстреливать без всякой причины, но потом убийца сказал, что они пытались на него напасть. Чтобы читатель не сомневался в принадлежности солдата, художник на всю панель изображает нашивку с американским флагом.

Что касается работы художника, то тут есть контраст между фонами и персонажами. Фон всегда четко прорисован и детализирован. Подчас панорамы изобилуют таким количеством мелких деталей, что лично я вспоминал нашего Ф.Братухина, чьи работы смело можно назвать девятым кругом для любого колориста. При этом львы изображены на уровне наброска. Множество вспомогательных линий и штриховки, которые будто забыли стереть или довести до ума. Но в целом картинка приятная, хоть Нико и рисует подчас реалистично кровавые сцены.

Что же мы имеем в итоге? Это басня, основанная на реальных событиях, за которой прячется критика действий американских войск во время второй иракской кампании. При всей многослойности сюжета и важности поднимаемых вопросов, лично у меня комикс интереса не вызвал. Я не сопереживал персонажам, потому что я видел в них агитационных кукол, воплощающих определенные идеи, а не живых существ. Это совсем не «Король Лев», как часто пишут. Это политический комикс, играющей на любви публики к пушистым созданиям. Не лучший выбор методов, на мой взгляд, слишком прямолинейно.

Как по мне, есть множество комиксов, которые показывают поднятые проблемы не так отстранено и искусственно. Вспомнить хотя бы “Босоногого Гэна”, “Мауса” или “Фотографа”.

© Винсент Гуль

Добавить комментарий