“Супермен. Красный Сын” М.Миллар

Продолжаем двухнедельник Марка Миллара.

07.07.16-1

Должен признаться, что когда-то я был закоренелым коммунякой. Верил в светлые идеалы марксизма-ленинизма, зачитывал до дыр романы И.Ефремова и систематически листал учебники для высшей партийной школы пятидесятых годов. Но сначала старина Кесслер, а после и Айн Рэнд устроили практически гражданскую войну в отдельно взятой голове, где с большим отрывом выиграл капитализм. Этот момент я считаю поворотным, потому было интересно наблюдать подобную борьбу на страницах комикса. Неподражаемый М.Миллар перевернул мир с ног на голову, изменив всего одну детальку: задержал приземление спасательной капсулы Кал-Эла на 12 часов. Казалось бы, что такое 12 часов, но благодаря этому Человек из стали попал не к чете Кентов, а обрел свой новый дом в украинской глубинке времен сталинских репрессий.

Именно так начинается роман в трех частях «Супермен: Красный Сын».

07.07.16-2На самом деле, идея такого крутого поворота однажды чуть не была реализована. В комиксе о Супермене #300, случилось так, что капсула попала в нейтральные воды, и за неё боролись оба участника Холодной войны. Сам Миллар еще тогда, будучи ребенком, задумался о том, как изменился бы мир в случае, если советы получили бы второго человека из стали после товарища Сталина, конечно. Так в 2003 году появляется комикс “Супермен:Красный Сын”. Но оставался вопрос: Как же это всё вписывается в общую вселенную? Благо несколько лет назад издательство DC по своей давней традиции решили перезапустить свою вселенную, разделив реальность на 52 варианта. В каждой такой реальности всё было устроено по-своему, и можно было экспериментировать от души, не опасаясь изменить вселенную в целом. И эксперимент старины Марка оказался на Земле под номером 30. Именно на её просторах Супермен из олицетворения всего американского превратился в приёмного сына товарища Сталина.

Причем это небольшое изменение эффектом бабочки развернуло всю нам известную историю. Это одна из самых приятных частей комикса: видеть давно знакомых персонажей (как комиксных, так и реальные исторические личности) с совершенно иной биографией, в других обстоятельствах и искать пресловутые 10 отличий.

Хэл Джордан, который прошел через военные лагеря Вьетнама. Лоис, вышедшая замуж за Лютора. Ольсен – агент правительства, а не фотограф «Дейли». Бэтмен – диссидент и борец с режимом Супермена. Но основной интерес всё-таки вызывает сам Супермен. Как его изменил режим?

07.07.16-3Первое, что я заметил, это отсутствие имени. На Земле-30 у Человека из Стали нет никакого имени. Он просто Супермен. Ничего не сказано о его родителях. Всё, что мы знаем: они из украинской глубинки. На мой взгляд, это очень важные вещи. Миллар нам прямо говорит, что при социалистическом строе личность человека уходит на второй план. Куда важнее его роль в обществе, та польза, что он может принести своему народу. Конечно, к самопожертвованию и самоотдаче Супермену не привыкать, но полное лишение его всякой индивидуальности за стальным фасадом – отлично показывает, что делает с человеком диктатура слова «мы».

Второй отличительной чертой я считаю его уверенность в собственной правоте. Тот, кто читал достаточно комиксов о Супермене, знает, что он частенько сомневается в правильности своих действий. Он боится нарушить чью-либо свободу, потому что осознает, что обладает огромной силой и вполне может сорваться и диктовать свои условия, не считаясь ни с кем. И согласитесь, Миллар еще тогда провернул то, что нам предстояло увидеть только в Injustice. Тот самый Супермен, вершащий правосудие своей стальной рукой. Снова это камень в огород социалистов и коммунистов: когда ты уверен, что делаешь нечто для призрачного общего блага, ты можешь снять с себя груз ответственности и морального гнета. Ведь в таких случаях «герой» уверен, что ради блага миллионов можно и пожертвовать жизнями нескольких. Но аппетиты будут расти, и кто знает, насколько может растянуться это понятие – несколько.

Третья черта типична для всех антиутопий: размен свободы на безопасность по сходному курсу. Но как говорил один классик, при этой сделке не получаешь ни первого, ни второго. И положа руку на сердце, можно ли поверить, что человек свободной воли и духа, смог бы провернуть такой обмен? Нет. Значит народ, воспитанный в такой идеологии, должен быть покорным, должен преклоняться перед своим «спасителем», а значит снова возвращаемся к первому пункту: вытравливание и выжигание всякой индивидуальности.

07.07.16-4Забавно то, что при чтении советский союз выглядит вполне привлекательным. Не даром к концу книги в него входят все кроме 30 с небольшим штатов Америки.  И да, как же выглядит капитализм на фоне этого ужасного советского строя? А тоже невесело. Люди голодают, бушуют гражданские войны, а система не может с этим справиться. Забавно, ведь тогда получается, что Миллар не выступает ни за коммунизм, ни за капитализм. Марк предлагает третий путь – Люторизм. Именно он в итоге сменяет все системы и приводит человечество в славное будущее, которое кончается самым неожиданным образом. Когда я дочитал до конца, я просто весь свой рот от удивления открыл. Но не буду раскрывать секрет тем, кто еще не читал. Прелесть Люторизма в том, что его не объясняют. У нас на руках идеальная система управления миром, но мы не знаем, как она работает. Было бы весело, если однажды появился бы мировой лидер, создавший совершенно новый и очень удачный строй, который веселья ради он назовёт Люторизмом.

Книга интересна и тем, что в то время сам Миллар пережил гнёт настоящей  беспощадной цензуры со стороны издательства при написании комикса «Власть», которая вполне может сравниться с необходимостью писать только идейно-верное в условиях СССР. К примеру, из комикса были вырезаны сцены поцелуя между героями-геями. А один из номеров был задержан в связи с тем, что издательство вырезало многие эпизоды с критикой правительства, ведь на дворе было неспокойное время ужасов терроризма после 11 сентября.  Потому та филигранность, с которой Марк высмеивал режим уже в “Красном Сыне”, продиктована необходимостью. Марк умудрился, не размахивая перед лицом читателя своим мнением, донести свою точку зрения и своё видение проблем двух систем, умело завуалировав всё в простеньком сюжете супергероики. И всё же, Марк не выдержал давления и ушел из DC, потому комикс «Красный сын» был издан уже без него.

Но в любом случае, это замечательный мысленный эксперимент. Супермен, которого нам еще предстояло во всей красе оценить в Injustice; мир, поставленный вверх тормашками; и едкая ирония, высмеивающая оба лагеря, сражающихся за душу человечества в наше время. За что я очень уважаю Миллара – он умудряется завернуть в казалось бы несерьезный жанр супергероики, сложные и важные темы. Причем это совсем не скучно читать, как бывает, когда играют с глубоким смыслом, но развлекая нас Марк заставляет нас задаваться непростыми вопросами. И отправной точкой стал именно «Красный Сын».

Потому, я считаю, что этот комикс будет интересен практически всем. Кто-то понастольгирует об ушедшей империи, кто-то задумается над своими политическими взглядами, а кто-то просто весело проведёт время, встретив старых знакомых в необычной обстановке. Так что каждый найдёт здесь что-то своё.

© Винсент Гуль

Добавить комментарий