“Академия Амбрелла” Дж. Уэй

Сегодня, как и неделю назад, начинаем с рецензии на комикс Джерарда Уэя.

Кто хотя бы мельком не слышал об удивительной и несколько безумной работе Джерарда Уэя и Габриэля Ба под названием «Академия Амбрелла»? Наверняка таких найдется немного, поскольку эта история произвела невероятный фурор среди читателей и получила признание многих известных в западной комикс-индустрии авторов и художников. Более того, практически сразу же после выхода графического романа ему был присужден ряд престижных наград и премий: премия Айснера за лучшую завершенную серию в 2008 году, премия Харви за лучшую новую серию в 2008 году, «Один из лучших графических романов 2008 года» по версии «Library Journal», «Один из лучших графических романов для подростков» по версии «YALSA», «Один из 100 лучших комиксов 2008 года» по версии «Comic Book Resourses», премия «Scream» в номинации «Лучший художник комиксов» в 2008 году.

Сценарий «Академии Амбреллы» был написан Джерардом Уэем, рисунки созданы Габриэлем Ба. К участию в проекте также были привлечены колорист Дэйв Стюарт, художники Джеймс Джин и Тони Онг, а также Нэйт Пикос, который создал шрифты для книги. «Академия Амбрелла» на данный момент включает в себя две истории — «Академия Амбрелла: Сюита Апокалипсиса» и «Академия Амбрелла: Даллас», каждая из которых состоит из шести выпусков. Первая серия начала публиковаться «Dark Horse Comics» осенью 2007 года, первые выпуски второй серии появились в 2008 году.

История, созданная Уэем и Ба, начинается весьма необычно: «Это случилось в тот самый год, когда “Том-Борец” Генри отправил в нокаут космического кальмара с Ригеля Х-9… Это произошло в 21:38. Благодаря удару огромного локтя. И в этот момент без предупреждения и по совершенно случайному совпадению родились 43 исключительных младенца, в основном у одиноких женщин, у которых до того не было ни одного признака беременности, в разных и, казалось бы, не связанных между собой точках земного шара». Далее читатель узнает, что из 43 младенцев в живых остались лишь семеро и всех их взял под свою опеку сэр Реджинальд Хагривз (также известный как Монокль), крайне неординарная личность: он является ученым, предпринимателем, изобретателем Телеватора, Левитатора, мобильного коммуникатора «Амбрелла» и каши «Умная хлопушка», олимпийским медалистом, нобелевским лауреатом, получившим премию за работу в области совершенствования головного мозга шимпанзе, и, разумеется, космическим пришельцем (а как иначе можно объяснить такой впечатляющий список талантов и достижений?). На вопрос журналистов о том, зачем же ему понадобилось усыновлять детей, Хагривз без тени сомнения ответил: «Чтобы спасти мир, конечно же».

Хагривзу удается не только разглядеть у детей зачатки уникальных способностей, но и развить их, чтобы направлять незаурядные таланты детей на защиту человечества от многочисленных угроз. Однако чем старше становятся дети, тем сильнее накаляется атмосфера в «Академии Амбрелле» (такое название Хагривз дал своему загородному особняку, после того как поселил туда необычных детей; впоследствии так же стали называть команду детей-супергероев). Вскоре противоречия становятся настолько непреодолимыми, что «Академия» распадается, и ее членам еще не скоро предстоит воссоединиться.

После распада «Академии» отношение общественности к некогда любимым и прославленным героям резко меняется. И на то есть веские причины: Космобой (#00.01, Лютер Хагривз) на протяжении многих лет скрывается на Луне, Слух (#00.03, Эллисон Хагривз) неудачно выходит замуж и теряет право опеки над дочерью, Сеанс (#00.04, Клаус Хагривз) не выбирается из наркотических грез в клинике для душевнобольных, Мальчик (#00.05), который еще в 10-летнем возрасте отправился в будущее, не подает никаких признаков существования, Ужас (#00.06, Бен Хагривз) погибает при невыясненных обстоятельствах, Белая Скрипка (#00.07, Ваня Хагривз) утопает в потоках самобичевания и ненависти к Хагривзу и выпускает скандальную книгу о своем детстве «Не совсем обычная: Моя жизнь как Номер Семь». И только Кракен (#00.02, Диего Хагривз) остается на страже общественного порядка и пытается бороться с преступностью, но делает это весьма специфичными методами.

Всем вместе членам «Академии» предстоит собраться лишь спустя 20 лет, на похоронах их приемного отца Реджинальда Хагривза, и из уст внезапно возвратившегося из будущего Номера Пять узнать о грядущем Апокалипсисе. В первой части романа повзрослевшим супергероям снова приходится надеть запылившиеся маски и костюмы и попытаться помешать смертоносным планам Оркестра Проклятых — собрания безумцев, хладнокровных убийц (и к тому же лучших музыкантов со всего мира), сердца и деяния которых «столь же черны, как и те инструменты, на которых они играют». Их предводитель, называющий себя Дирижером, написал «Сюиту Апокалипсиса» («на две части “Фауст”, на три — “Богема”, капелька “Мессии” и немного моей собственной кантаты»), которая, если ее сыграть в нужной тональности и с точной динамикой, способна уничтожить мир. Нашим героям придется прибегнуть к помощи знаменитого композитора Игоря Стравинского, манчестерского детского оркестра и членам племени Юбе, чтобы совместными усилиями предотвратить Апокалипсис.

Действие второй части романа — «Даллас» — происходит после описанных в первой книге событий. Номера Пятого выслеживают агенты «Temps Aeternalis», организации, которая следит за сохранностью временного континуума. Выясняется, что когда Мальчик после долгих лет безуспешных попыток все же обнаружил способ вернуться в прошлое, его поймали агенты «Temps» и заставили работать на себя. Номер Пять стал наемным убийцей, перескакивающим из одного временного периода в другой и устраняющим нежелательных личностей, однако свое последнее задание он отказался выполнять и сбежал. Теперь Номеру Пять вместе с другими членами «Академии» предстоит вернуться в 1963 год, найти 50-летнего самого себя и не позволить себе оставить 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди в живых, иначе человечеству грозит неминуемая катастрофа, которая может привести к его полному уничтожению.

Первая книга «Академии Амбреллы», по моему мнению, сильно созвучна с концепцией третьего музыкального альбома «My Chemical Romance» — «The Black Parade», запись которого была завершена чуть раньше, чем началась работа над «Сюитой Апокалипсиса». В ней так же преобладают темные и даже мрачные тона, она наполнена нескрываемой агрессией и духом непокорства, в ней царит ощущение безнадежности, приправленное толикой безумия и инфернального ликования. Здесь приоткрывается тяжелая обветшалая ткань кулисы, и читателю без смущения выставляются напоказ многочисленные скелеты в шкафах героев. В «Далласе» же настроение меняется, краски становятся более светлыми, герои, выплеснув наружу накопившиеся обиды, стараются оставить вражду в прошлом и вновь стать одной командой, а у читателя непреднамеренно вырывается вздох облегчения, и он с удивлением осознает, что, оказывается, все это время задерживал дыхание.

Однако к какой бы из историй вы ни приступили, у вас неизменно возникает ощущение, что вы мгновенно перенеслись на раскрашенную в невероятные цвета ярмарочную карусель, которая под несколько искаженную навязчивую мелодию вращается во все возрастающем темпе и безжалостно бросает вас из одного времени в другое, из будущего в прошлое и из прошлого в будущее, так что вы не можете предугадать, где окажетесь после следующего поворота. Только вместо миловидных разноцветных лошадок, жизнерадостно скачущих под фейерверками из блестящих конфетти, на карусели вместе с вами окажутся более удивительные персонажи. Впереди себя вы увидите зомби-робота Гюстава Эйфеля, который замаскировал космический корабль под Эйфелеву башню, чуть дальше — группу роботов-убийц, Терминавтов, и ожившую статую Авраама Линкольна; позади вы обнаружите разумных шимпанзе и космических агентов в ярких защитных костюмах, стоящих на страже целостности временного континуума; справа от вас окажется их шеф — золотая рыбка с интеллектом гения, которая приобрела способность говорить, а слева — не знающие жалости наемные убийцы, которые носят мультяшные маски и обожают сладости и печенья от девочек-скаутов; здесь же вы встретите мумию вьетнамского императора, практиковавшего черную магию, которую американские солдаты хотят использовать в борьбе с вьетконг-вампирами, и даже Бога, обитающего в бесцветном Раю, который предстанет перед вами в виде лихого ковбоя Дикого Запада. К приключениям в таком мире не каждый может оказаться готовым.

Кто-то может сказать, что ни в «Сюите Апокалипсиса», ни в «Далласе» нет совершенно ничего выдающегося, что «Академия Амбрелла» — лишь очередная история о супергероях в масках, борющихся со злодеями и спасающих человечество от гибели, сюжет которой абсолютно банален и не содержит никаких выдающихся мыслей или глубокого авторского посыла, что изображенный в романе мир выглядит картонным, события — излишне утрированными, что комикс можно взять в руки только из-за оригинального и неповторимого рисунка Ба. Давайте будем объективны. В работе Уэя и Ба действительно можно обнаружить ряд существенных недостатков: здесь нет четкой временной точки отсчета, многие сюжетные линии разработаны слабо, характеры основных героев раскрыты недостаточно полно, а многие второстепенные персонажи и вовсе появляются на сцене лишь раз, а затем без каких бы то ни было разъяснений снова уходят в тень. Но, во-первых, не стоит забывать о том, что серия не является завершенной, поэтому большая часть вышеперечисленных претензий пока попросту не может иметь достаточных оснований. А во-вторых, необходимо задаться вопросом: не намеренно ли авторы так преувеличенно изображают героев, происходящие с ними события и мир в целом? Если оставить в стороне все предубеждения и взглянуть на роман непредвзято, то ответ на этот вопрос становится очевидным. Разумеется, этот прием авторами был использован намеренно, и не столько для того, чтобы создать беззлобную пародию на жанр супергеройского комикса как таковой, сколько затем, чтобы доказать — несмотря на абсурдность и жестокость мира, населенного людьми, которые зачастую совершают безрассудные и опрометчивые поступки, он все же заслуживает того, чтобы быть спасенным. Если вам удалось это увидеть, то вы не можете не признать глубину задумки Уэя и Ба.

На русском языке две книги «Академии Амбреллы» — «Сюита Апокалипсиса» и «Даллас» — были изданы под одной обложкой ИД «Комильфо» в 2015 году. Помимо стандартного издания, объединившего 6 историй первой части графического романа и столько же выпусков, составляющих его вторую часть, «Комильфо» были подготовлены лимитированные версии книги со специальными обложками — серебряное (100 экземпляров), золотое (35 экземпляров) и изумрудное (15 экземпляров) издания. Во все книги без исключения было включено множество дополнительных материалов: предисловие к русской версии от «Комильфо» — «“Академия Амбрелла” как образ жизни», предисловие к первой книге от Гранта Моррисона, послесловие к первой книге от Скотта Элли, выпускающего редактора американского издания, две истории с участием главных героев, созданные до «Сюиты Апокалипсиса» («Mon Dieu» и «Но прошлое все равно останется с тобой»); предисловие ко второй книге от Нила Геймана, статья Джерарда Уэя «Техас всему виной», статья Габриэля Ба «Рок-н-Ролл», история «Только не здесь», рассказывающая о бунтарских временах Кракена и Вани и их панк-рок группе «The Prime-8’s», а также большое количество рисунков, набросков, обложек и плакатов от Джерарда Уэя, Габриэля Ба и других участников проекта.

На этом история «Академии Амбреллы» не заканчивается. Графический роман Уэя и Ба не только привлек внимание десятков тысяч читателей по всему миру и заслужил их горячую любовь, но и заинтересовал представителей крупнейших голливудских кинокомпаний. Так, еще в 2009 году появились слухи о том, что «Universal Studios» собирается экранизировать «Академию Амбрелла». Однако работа над проектом откладывалась не раз, и в конечном итоге он был свернут. Но преданные поклонники комикса не собирались так просто сдаваться и продолжали бороться за то, чтобы их любимые персонажи появились на телеэкранах. Летом 2015 года они создали петицию в поддержку экранизации романа, к которой присоединилось почти 5000 человек. Возможно, это сыграло решающую роль, а может, на то нашлись более веские причины, но как бы то ни было, не так давно стало известно, что «Академия Амбрелла» все же появится на экранах и это произойдет уже в следующем году! Компания «Netflix» объявила о том, что графический роман получит воплощение в виде сериала, первые 10 серий которого зрители смогут увидеть в 2018 году. Руководить проектом будет известный сценарист и продюсер Стив Блэкмэн («Фарго», «Легион», «Кости», «Палм Спрингс»), сценарий подготовит Джереми Слейтер («Изгоняющий дьявола», «Тетрадь смерти» от «Netflix», «Фантастическая четверка» (2015)), а сам автор комикса, Джерард Уэй, выступит в роли сопродюсера.

Поклонников «Академии» в этом году ждал еще один приятный сюрприз: Уэй и Ба сообщили, что завершили работу над первым выпуском третьей части графического романа — «Hotel Oblivion». О том, что «Академия Амбрелла» непременно получит продолжение, авторы заявили еще на Комикконе в 2009 году, но работу над ним пришлось отложить. И вот теперь, спустя почти 10 лет после выхода первого выпуска истории о весьма неординарной команде супергероев, читатели смогут разделить новые и, будем надеяться, не менее безумные приключения любимых персонажей.

«Академию Амбреллу» можно не любить, ругать за недостатки сюжета, корить за излишне карикатурных персонажей, ее можно превозносить до небес, с восхищением отзываться о ее сюрреалистическом мире, окутанном дымкой легкого помешательства, но совершенно точно нельзя остаться к ней равнодушным. И я, как и множество других поклонников работы Уэя и Ба по всему миру, с нетерпением буду ожидать продолжения этой невероятной истории.

© Е. Галяткина

 

Добавить комментарий