«Пёся» Н. Водвуд

Сегодня речь пойдет о весьма неоднозначной работе

В июне этого года издательство «КомФедерация» выпустило сборник стрипов «Пёся» Ники Водвуд. На мой взгляд, в данном формате работа Водвуд не представляет ценности. Книга напоминает сборник стикеров для «Вконтакте», при этом каждый кадр заставляет усомниться в художественных способностях автора.

Можно было бы решить, что автор концентрирует внимание на содержании, однако и здесь не все гладко. Если внимательнее присмотреться к работе Водвуд, то становится ясно, что она не похожа на комикс. Значительную часть «Пёси» занимает текст, разбавленный парой картинок. Неизвестно, зачем Ника Водвуд несколько раз заново представляет нам героев или включает в работу кулинарный рецепт. В произведении нет целостности, «Пёся» — это сборник разрозненных историй, разбавленных многократными отступлениями от повествования. По структуре комикс напоминает среднестатистическое шоу на «YouTube», сценарий которого включает в себя несколько разнообразных рубрик.

И это далеко не весь перечень проблем. Многие детали книги выглядят совершенно неуместно: зачем читателю знать, что Пёся боится пакетиков? Этот факт никак не отражается в сюжете и, более того, создает впечатление, будто это было первым, что пришло Нике в голову, а потом просто осталось из-за нежелания лишний раз взять в руки ластик.

Теперь о посыле. Если вкратце, то «Пёся» — попытка развеять гендерные и сексуальные стереотипы и убедить читателя в том, что не стоит бояться быть самим собой. Однако пример героев книги создает противоположное впечатление: если мы еще можем согласиться с тем, что, подобно Пёсе, в 5-6-летнем возрасте быть «дурилкой» — совершенно естественно, то нам непросто принять мысль о том, что ребенок в этом возрасте добровольно решил стать феминисткой или квиром, подобно Ёжику и Котику.

Основная проблема работы заключается в том, что автор пытается говорить о серьезных вещах несерьезным языком. Герои балуются, ведут себя как самые обычные дети, используют подростковый интернет-сленг, но при этом говорят о транс-мужчинах, гендерной принадлежности, сексизме, и этот резкий контраст выглядит неестественно. Да, узнать о сексе в младшем школьном возрасте — вполне обычное дело, однако подобными вопросами человек начинает задаваться лишь в подростковом возрасте. К тому же убеждения героев не имеют под собой какой бы то ни было основы, читателю не представляются предыстория и причины их возникновения — похоже, автор считает, что они должны приниматься как данность.

На обложке книги почему-то стоит знак возрастного ограничения «12+», несмотря на то что в тексте используется ненормативная лексика (вроде слова «fuck», звучащее из уст маленькой Ёжика). Вообще содержание комикса вызвало бурное обсуждение в интернете, а сама книга получила множество отрицательных отзывов от недоумевающих родителей, и я скорее присоединюсь к ним.

В целом книга, на мой взгляд, не стоит внимания, а деятельность Ники Водвуд намного уместнее смотрится на «YouTube», где у нее есть блог. И блог этот достаточно популярен. Я считаю, что контент, который она публикует, вполне уместен и даже важен, но может существовать исключительно в формате блога, а не детского комикса.

© А. Соловьёв

Добавить комментарий