“Where monsters dwell” G.Ennis

Есть комиксы, которые я не понимаю. И вроде полно довольных читателей, много положительных рецензий, но ни в одной не пишут, за что же им так понравилась история. В такие моменты я начинаю сомневаться в своем восприятии и чувствую себя, как тот мальчик из сказки Андерсена, которому хочется крикнуть: «А король-то голый!».

Вот и с этим комиксом вышло так. Это один из дополнительных сюжетов «Секретных войн», что случились с вселенной Marvel в 2015 году. Как и в одноименном комиксе 1984 года, в «Секретных войнах» из кусочков создали целую планету. И если Потусторонний использовал огрызки других планет, то Виктор фон Дум составлял свою мозаику из клочков целых вселенных. Для сценаристов это золотая жила: можно использовать персонажей из разных эпох и серий.

«Where monsters dwell» получил свое название от серии комиксов из далёких 70х, а вот главный герой оказался еще старше. Ас времен Первой мировой войны Карл Кауфман появился в комиксах в 1968 году. Позже Призрачный Орёл, как часто зовут Кауфмана, появится в комиксе War is Hell, написанной Г.Эннисом в 2008 году. Так что у нас тут серия из пяти номеров, где смешались персонажи и кусочки старых сюжетов, что в духе Секретных Войн.

История начинается в диких краях восточной Азии, где Карл сбегает от очередной принцессы местного племени, которая имела неосторожность забеременеть. Всё, что у него есть, – самолёт. Даже за ремонт нечем заплатить, но чудесным образом находится юная англичанка с кучей денег, которой срочно нужно добраться в Сингапур. Конечно же, всё пошло не по плану, и вскоре парочка попадает в страшную бурю, по ту сторону которой раскинулся Дикий мир с динозаврами, джунглями и племенем карликовых каннибалов. Здесь им предстоит открыть все свои тайны.

Что же, признаюсь сразу, мне совершенно непонятно, зачем написан этот комикс. По всем признакам он юмористический, но от юмора есть только признаки. Я понимаю, что здесь, здесь и здесь автор пытается шутить, но это настолько плоские или заезженные шутки, что их окончание известно заранее. Во время чтения в моей голове появился маленький барабанщик, отмечающий неудачные шутки характерным звуком. И во многом причина в главном персонаже. Он – штамповка. Авантюрист, любитель женщин, прохвост и мерзавец. Самый яркий пример такого героя – Хан Соло. Я видел этот образ не раз и уже знаю, как и что он будет делать.

Что касается спутницы Кауфмана, то тут у нас дамочка с ворохом секретов. Сильная женщина в мире, где правят мужчины. Образ вышел интересным, несмотря на то, для чего его ввели. И это общая проблема всего комикса – перегрузка деталями и при этом нежелание их толком использовать. Обложка первого номера эффектна: самолёт летит сквозь стаю птеродактилей, а женщина отстреливается от тварей из пулемёта. Когда я увидел ее, то ждал истории в духе «Затерянного мира», а в итоге получил какой-то фарс, шарж на творение К.Дойла. Ни динозавры, ни карлики-каннибалы, ни племя амазонок здесь не играют никакой реальной роли кроме декораций. Да, кстати тут есть племя амазонок, которые ходят в леопардовом бикини. Улавливаете отсылочку? Самолет прошел через бурю и оказался возле острова с амазонками. Это прям туповатая версия Темискары.

В общем, всё, что есть в комиксе играет роль фона. Динозавров можно сменить на огромных роботов, а карликов на мутировавших ящериц и ничего не изменится. Тогда встаёт логичный вопрос: если окружающий мир всего лишь инструмент, то он нужен, чтобы что-то показать? И я не могу ответить однозначно, потому что сам не понимаю, что Эннис хотел сказать. Похоже основной посыл в том, что мужики козлы, а девушки нет. Если так, то ничего не вышло. Да, Карла весь комикс выставляют проходимцем, а после откровения героини читатель вроде как должен ей сопереживать – бедняжка, которую не понял мир, да еще и мужики не дают житья. Но лично я увидел историю такой же приспособленки, которой хотелось роскошной жизни, для чего она использовала всякого, кого встречала. Но это ей не мешало унижать Кауфмана. Двойные стандарты, типично.

Что я еще считаю минусом – Карл так и не изменился. По сути автор просто раскрыл за пять номеров истинные мысли персонажей, но вся эта история со смертями и приключениями на грани жизни и смерти никак на них не повлияла. Оба они так и остались мерзавцами, не вызывающими сочувствия, хоть автор и делал попытки его вызвать. И в этом Кауфман проигрывает своим прототипам: любой авантюрист, с которого писали Карла, всё-таки меняется по сюжету и становится приятным парнем или открывается страшная тайна, из-за которой он стал таким проходимцем. В случае Кауфмана всё объясняется тем, что он устал от суфражисток, сильных и независимых женщин, потому и сбежал на восток, где патриархальные порядки еще сильны. Если проще: ему не давали. Шикарная мотивация.

Печально, что столь плоский и неинтересный сюжет, получил прекрасного художника. Один из немногих плюсов книги – это рисунок. Отличная передача эмоций, соблюдение пропорций и стилизация под карандашный рисунок передают этакое винтажное настроение.

В итоге это красивый, но неинтересный комикс. Когда я читал чужие отзывы, у меня случилось дежавю. Когда я искал рецензии на «Секс-преступников», то всюду хвалили чувство юмора авторов, я же при этом совершенно не мог понять, где смеяться. Что самое забавное, рецензенты об этом тоже не говорили. Говорилось лишь о наличии у авторов чувства юмора, но не о его конкретных проявлениях. Также случилось и с «Монстрами»: множество восторженных отзывов о юморе в серии, но ни одного примера. Я понимаю, что я, может быть, сноб, но смеяться над тем, что при казни мужчинам отрубают вместо голов пенисы, я не могу. Для меня шутка – это нечто продуманное, в ней должен быть замысел и структура, а показать пальцем на пипиську и гомерически при этом хохотать – это не юмор, это урок биологии, 8 класс.

Потому этот комикс я совершенно не понял. Он не смог меня рассмешить, не смог вызвать у меня эмоций, а главное выглядит так, будто Эннису сказали, что нужно написать сюжетец для Секретных войн, и он, собрав кучку штампов и плоских персонажей, отправил всё это в Дикие земли. Я надеялся, что комикс высмеивает что-то, но не нашел признаков. В итоге я даже не знаю, кому его можно посоветовать. Он плоский, несмешной и неинтересный. И это печально, ведь Секретные войны подарили сценаристам полную свободу: смешивай всё, что хочешь, пиши, что вздумается, всё равно никаких последствий уже не будет. И вместо того, чтобы спустить фантазию с поводка, Эннис выдал слипшийся комок штампов.

Ю.Гуль