«Через лес» Э. Кэрролл

Для всех поклонников жанра хоррор — рецензия на сборник
мистических историй Эмили Кэрролл!

Индустрия комиксов в России продолжает развиваться семимильными шагами, и на прилавках появляется все больше интересных и необычных книг, относящихся к графической литературе. Одной из самых оригинальных работ, изданных за последние месяцы, стал сборник  историй художницы Эмили Кэрролл «Через лес», который зарубежные критики относят к малознакомому для русскоязычных читателей жанру канадской готики.

Книга, удостоенная престижной премии Айснера, содержит в себе пять не связанных между собой историй, которые представляют весьма своеобразный хорррор, а также вступление и эпилог. Настроиться на нужный лад помогают первые же страницы комикса, где мы видим ребенка, который боится темноты. На первый план в книге выдвигаются подсознательные страхи и ужас перед неизведанным, а не крайние проявления натурализма.

Представленные в сборнике истории довольно просты. Они имеют много общего с композициями некогда популярной группы «Король и Шут»: те же короткие страшилки, которые строятся вокруг несложной идеи, с неожиданным поворотом в финале, оставляющим некоторую недосказанность. Например, одна из историй повествует о братоубийце, который увидел свою жертву живой и здоровой, другая — о подругах, которые дурачили окружающих, делая вид, что общаются с призраками, но однажды их обман стал явью.

«Через лес» обладает немалым сходством и с байками, которые дети рассказывают друг другу, сидя у костра, однако работа Эмили Кэрролл более многогранна. В ее основе лежит удивительный сплав детских фобий (боязнь темноты, страх остаться в одиночестве), классических сказок («Синяя борода», «Красная шапочка») и готического колорита, приправленный мистической, гнетущей атмосферой, которая мгновенно окутывает читателя. Бывалого любителя ужасов «Через лес» не сможет напугать до смерти, но все же заставит пробежать мороз по коже.

Одна из главных особенностей комикса — его рисунок. Он позволяет создать впечатление, будто кошмары оживают наяву. Кэрролл работает в необычном мультяшном стиле, что не совсем типично для классического хоррора, но художнице блестяще удалось передать бессознательный ужас, которым буквально пропитаны страницы книги. Добиться этого помогают, во-первых, уверенная работа с цветом (особо хочется выделить кадры, выполненные в красно-черной палитре), а во-вторых, экспрессия рисунка. Успешным можно назвать и эксперимент с подачей материала: некоторые истории лишены диалогов и имеют лишь «закадровый текст» от лица главных героев, органично вписанный в композицию рисунка без привычных «пузырей».

Нельзя не отметить высокое качество русскоязычного издания от «Jellyfish Jam». Мягкая обложка книги с клапанами, выборочным лакированием и тиснением выглядит великолепно. Под ней скрываются качественные плотные страницы, каждая буква на которых отрисована вручную. Изумительная работа — иначе не скажешь!

Подводя итог, следует сказать, что «Через лес» — произведение не для всех. Многих читателей может оттолкнуть простота историй и отсутствие сквозного сюжета, однако поклонникам жанра хоррор и ценителям необычного рисунка не стоит оставлять без внимания эту самобытную книгу.

© А. Разинов

Добавить комментарий