“Bodies” S.Spencer

Не так давно я писал о комиксе «Blue», раскрывающем тему ксенофобии и расизма в австралийской глубинке. Забавно, что следующим после него я прочитал «Bodies», чья тема совершенно противоположна – мегаполис, готовый принять каждого со всеми его особенностями и странностями.

Заинтересовался я «Телами» из-за обложек и описания сюжета. Обманчиво и то, и другое. Стиль исполнения обложек, которые я увидел, напомнил работы МакКина, что не имеет ничего общего с рисунков внутри комикса, а финал сюжета перечеркивает и ожидания, и плюсы. «В 4х разных эпохах 4 детектива находят одно и то же изуродованное тело» – правда ведь здорово звучит? Я ждал мистической истории, где мертвец связал бы четырех персонажей сквозь года, или историю о парадоксах времени вроде рассказа «Этот мир мой», где главный герой постоянно находил в саду собственный труп, выпадавший из разных временных промежутков. Но всё оказалось сложнее.

Вряд ли кого-то особо заинтересует этот комикс из-за его специфичности, но на всякий случай я предупрежу, что далее будет пара спойлеров. Трудно говорить об этом сюжете, не задев самую важную его часть, а именно труп. Он ведь связывает все четыре истории. Самое печальное, что всю книгу хочешь узнать, кем же окажется этот бедолага, и хотя объясняют много и подробно, в итоге ты всё равно ничего не понимаешь, даже перечитав важнейшие диалоги трижды.

Как оказалось, это труп Джона Булля – собирательного образа англичанина, который на агитационных плакатах был британской версией дядюшки Сэма. Тело появляется в каждой эпохе, и эти четыре случая 1890, 1940, 2014 и 2050 годов – не единственные. История всегда одинакова: сначала есть Джон, потом находится убийца, делает свое дело, оставив труп в странной позе, а позже тело находит какой-нибудь человек, и Джон воскресает. Это произошло с каждым из четырех детективов. Причем это всё объяснение того, кто же такой Джон.

Еще одна тайна – фраза «Ты любим», которая преследует главных героев во время расследования этого странного убийства. Тут комикс тоже разочаровывает, объяснив в финале это тем, что мол в Англии ты всегда любим, независимо от твоих особенностей. То есть, я сидел, сочинял всякие предположения о странных вещах, которые подкидывал автор по ходу сюжета, а в конце он выдал пространные объяснения или вовсе оставил читателю самому решить, что тут и к чему.

Кстати о странностях. Каждый из главных героев имеет свою особенность. Джентльмен-гомосексуал, который всю жизнь борется со своим влечением, но благодаря Джону обретает свободу. Польский еврей, сбежавший из краковского гетто, воспользовавшись и убив восьмилетнею племянницу. Мусульманка в Лондоне 2014 года, когда бушевали беспорядки с националистическим уклоном. Девушка, потерявшая память, в постапокалиптическом будущем. Должен сказать, что персонажи вышли неплохо. У каждого есть свой характер, и в их борьбу веришь. Большим плюсом я считаю то, что у каждой из четырех сюжетных линий был свой художник, что облегчает восприятие при перескоках с одной эпохи на другую. Правда качество рисунка и стили разные, и какая-то из четырех версий кому-то может прийтись не по душе.

В общем, это комикс, переполненный символами и намёками, которые в итоге никак не раскрываются. Интерпретировать каждый волен сам. Причем, чем меньше читатель знает об Англии и ее культурном коде, тем меньше вероятность что-то понять. Проблема комикса в том, что он строится на символах и отсылках, понятных в Англии. Поэтому-то мне и пришлось читать о Джоне Булле, о трупах в болтах, о митраизме, о вышеозвученных периодах в истории Лондона. Без всего этого история выглядит куцей, будто в ней нет целых кусков, причем я уверен, что я не понял и половины намёков автора.

Что ж, раз автор не удосужился что-либо объяснять, то я опишу свою интерпретацию сюжета и его деталей. Труп олицетворяет Лондон, именно Лондон, а не всю Англию, как в финале пытается обставить всё автор. Года выбраны не случайно: появление Джека-Потрошителя, бомбёжка города нацистами, националистические волнения, ну и полноценный конец света. Потрясения. Их олицетворяет убийство Булля. Я просмотрел множество фотографий трупов, найденных в болтах, но так и не обнаружил того тела, которое лежало бы в позе, показанной в комиксе, но всё равно, я уверен, что автор вдохновился фото с одним из таких тел, скорее всего, найденным в болтах Англии. В общем суть в том, что Лондон что-то вроде Феникса, который воскресает раз за разом благодаря людям, что обитают в нём. В ответ город принимает всех и вся: будь ты гомосексуал, последний мерзавец, мусульманка или умалишенная. Несмотря на внешние различия все герои стали частью города, стали частью Англии.

Как видите, вещица специфическая. Я думаю, расчет был на то, что каждый читатель должен был читать «Англия», а думать о своей родине. Но это наивно. Мест, где принимают всех без внимания к деталям – не так много. А если хорошенького порыскать по этим немногим местам, обязательно найдешь множество очагов нетерпимости. Так что сам посыл в корне наивен. Комикс будто сделан для англичан, чтобы они погордились своей страной. Именно англичан, потому что в своих рецензиях шотландцы, уэльсцы и ирландцы возмущались тем, как автор высоко поставил Англию.

«Тела» – еще один случай в списке моих разочарований. Я надеялся на интересную историю, а получил чудовище Франкенштейна, сшитое из местных символов и отсылок. Это как смотреть «Робоцыпа», пропустив все телешоу за последние 10 лет. Сама концепция с тайной, которая связывает разные эпохи – интересна, да и детективная составляющая держит в напряжении до самого конца, но финал, который в таких историях должен поражать, больше выглядит как пресловутый бог из машины, что разочаровывает. Комикс оставляет только вопросы, ответы на которые читатель додумывает сам.

© Ю.Гуль