“Акира” К.Отомо

Вторник принес нам новую мангу. Ну как новую: тридцать четыре года всё-таки.

11-10-16-1

А не замахнуться ли нам на Вильяма,
понимаете ли, нашего Шекспира?
к/ф “Берегись автомобиля”

Знаете как это обычно бывает с классикой – про нее все знают, возможно, смотрели экранизацию, но вот читали единицы. Более того, существует мистический ужас не понять такое произведение, а значит прослыть дураком. Что ж, все формы искусства развиваются и то, что было произведено на свет даже двадцать лет назад, смотрится местами архаично. Нашему сегодняшнему гостю, страшно сказать, тридцать четыре года, и кое-чему он способен научить современную молодежь.

После взрыва ядерной бомбы нового типа, Токио оправился не сразу и не полностью. Подросло поколение, гоняющее по городу на мотоциклах под амфетамином. Воспитанием заниматься толком некому, школы переполнены “трудными подростками”. Оставшиеся на попечение улиц дети сбиваются в банды. Канеда возглавляет одну из таких банд. И все идет хорошо, пока в одну из ночей на дорогу не выскакивает мальчик с лицом старика, из-за чего друг Канеды – Тэтцуо, теряет управление мотоциклом.

11-10-16-3

Параллельно действует местное Сопротивление. Это собирательный образ диссидентов, которым хочется дорваться до кормушки власти. Как это обычно бывает, в низах подобной организации стоят люди идейные, такие как девушка Кей и ее названый брат Рю. Их задачей является разузнать, что скрывает правительство и военные в рамках проекта под кодовым именем “Акира”.

Дальше перед нами разворачивается действие в шести частях, отличающихся друг от друга, как родные братья – вроде похожи, но различий все же больше. Начинаясь как техногенный триллер, история перетекает в политическое противостояние с моделью карибского кризиса, после – в постапокалипсис и наконец в эзотерическое нечто. Градус безумия растет медленно, но верно.

11-10-16-2

При этом перед нами полноценный роман, если пользоваться литературной терминологией. Персонажи меняются под давлением обстоятельств, взаимодействуют и ведут себя соответственно ситуациям и характеру. Угадать вначале, к чему придут герои, невозможно. Часто раскрытие происходит через массовку, второстепенные диалоги и мелкие детали. Никакого черного и белого нет: Канеда вначале та еще мразь, но по сравнению со взрослыми – меньшее зло. Тэтсуо и вовсе персонаж неоднозначный и сложный, ему хочется сопереживать, чтобы он ни делал. Даже Кей не очередная “дамочка в беде”, а проработанный женский образ с собственным взглядом на жизнь, который будет проверяться на прочность ни раз и ни два. Будет вам и крушение идеалов, и наркотическая зависимость и переход на сторону бывшего врага и еще очень много чего. Автор проводит каждого из героев через персональный ад. Каждого, но не Акиру.

Акира играет роль рычага для смены декораций. Он местное пугало, большая дубина и сила разрушения. Безмолвная опасность, которая всегда где-то неподалеку. В рамках истории выглядит свежо и интересно, хотя странно говорить такое о манге 1982 года.

11-10-16-4

Все это дополняется рисунком, детальнее которого в манге нужно еще поискать. Изображение людей не вызывает отторжения, хотя стиль того времени не всем придется по вкусу. Строения, картины разрушений и боевые сцены удались особенно. Каждый штрих на месте и к месту. Как ни парадоксально – хуже всего получились цветные страницы. Будто цвет убивает проработанность черно-белого рисунка, да и подборка оттенков вызывает вопросы.

Казалось бы, столько хорошего, что нужно уже бежать читать. Но ложка дегтя все же есть. “Акира” крайне тяжело читается. Это не развлечение на вечер, а скорее настольная книга пары следующих недель. Можно пробежаться наискосок, но истинное удовольствие дарит вдумчивое чтение. Автор же также не упрощает задачу. Остановиться в предыдущем томе на сюжетном твисте, а в следующем показывать события спустя годы для него вполне нормально. Читатель же сам додумывает как все докатилось до такого или же ждет дальнейших объяснений. Вторым серьезным недостатком является медленно развивающийся сюжет. Причем третий том провисает особенно. Будто некий эксперимент автора, который не слишком удался.

“Акира” способен удивлять, он многогранен и если устареет, то не скоро. Если мои предупреждения не испугали – можно смело читать. Только не спешите хватать все разом. Вдумчивое чтение сохранит ваши мозги от безумия Кацухиро Отома и позволит получить максимум удовольствия.

© Ю.Гламаздо

Добавить комментарий