«Punisher MAX» G. Ennis

Уже совсем скоро стриминговый сервис «Netflix» запускает новый сериал, на который многие из нас возлагают большие надежды, и сериал этот называется «Каратель». По этому поводу я наконец-то добрался до ближайшего магазина комиксов и приобрел себе первый том от издательства «Alden Comics», чтобы лучше познакомиться с Фрэнком Каслом. О нем мы сегодня и поговорим.

Не так давно я устраивал себе небольшой марафон: в течение 8 недель, почти полностью отложив учебу и прочие дела, я читал комиксы, а потом писал на них рецензии. Одной из прочитанных работ стал замечательный сюжет Гарта Энниса «Born». Эта лимитка раскрывала детали участия Фрэнка Касла во Вьетнамской войне, в ней сценарист рассказывал нам о прошлом Карателя и делал это с большим мастерством.

Так вот, к чему я веду: после прочтения «Born» я заинтересовался судьбой одного из самых известных антигероев, а так как упомянутый ранее сюжет входил в линейку «MAX», ближе к премьере сериала я прочитал-таки его прямое продолжение. И вердикт мой оказался не самым утешительным.

В отличие от своего приквела, первая книга непосредственно «Карателя» после прочтения оставила весьма негативное впечатление. У меня возникло ощущение, что Гарт Эннис писал сюжет, чтобы создать треш ради треша. В самом начале мы видим историю гибели семьи Фрэнка — несколько панелей, на которых крупным планом изображаются мучения его близких, с пояснениями от лица Касла. А все остальные страницы занимает сплошная бойня, я бы даже сказал, бессмысленная бойня. Помимо литров пролитой крови, мы видим отстреленную половину головы, выпадающие из живота внутренности, насаженное на колья тело, множественные переломы, а также отсечение одному из персонажей того, чем зачинают детей, и так далее по списку. Иногда война на пару страниц прекращается, и тогда Эннис пытается раскрывать персонажа через диалоги и пару флешбеков. Почему пытается? Потому что ничего нового автор в образ Карателя не привносит, а лишь повторяет лейтмотив «Born» — тьма, поглощающая героя. Он считает, что некая сущность овладела героем после трагедии в парке — и это была та же сущность, что «помогла» ему во Вьетнаме, открыв второе дыхание для массового уничтожения армии врага. В серии «Punisher» вражеских солдат заменяют многочисленные мафиозные группировки, а одержимость Карателя задерживается на добрый десяток лет.

Бытует мнение, что натуралистичность происходящего в комиксе — это сценарный ход. И я вынужден согласиться с этой позицией, но все же Эннис заигрался с правдоподобностью и в итоге переборщил с гиперболизацией образа Фрэнка и творящегося на страницах ада, сделав атмосферу чуть ли не откровенно садистской.

Слышал я и предположение о том, что кто-то, некий Вася, романтизировав жизнь преступника и решив ступить на эту скользкую дорожку, может, прочтя комикс, ужаснуться жестокой действительности жизни убийцы и в конечном итоге откажется от своей безрассудной идеи. Но как тогда быть с психически неуравновешенными людьми, им ведь может понравиться? На мой субъективный взгляд, такой человек способен причинить больше вреда, чем уличный хулиган, который скорее сбежит, забыв об огнестреле в своем кармане, как только увидит нож в руках противника. И я не считаю, что ответственность за преступления таких людей должен нести автор, поскольку причины кроются намного глубже и влияние на психику человека могут оказывать многочисленные факторы, никак не связанные с данным комиксом или другим произведением любого из видов искусств. Поэтому, на мой взгляд, автор просто не смог выдержать баланс, встав на темную сторону силы.

К достоинствам комикса я бы отнес то, что Фрэнк Касл в нем изображен уже достаточно постаревшим, и пусть он все еще универсальный солдат, он уже не так силен, как в молодые годы, он устал и частично растерял былую хватку. Это подводит нас к основным антагонистам сюжетной арки, победить которых оказывается довольно сложно, ведь они еще более безумны, нежели главный герой.

Скажу несколько слов о рисунке. За визуальную составляющую отвечает Льюис Лароза. Картинка очень реалистичная — художник сделал все, чтобы зубодробительный экшен был изображен во всей красе. Но лично мне разглядывать это было не очень приятно, хотя я человек не особо впечатлительный. При этом в «темных» сценах преобладает реалистичный стиль, а сценах с теплой цветовой гаммой — более простой, даже несколько карикатурный. Много внимания художник уделяет прорисовке мимики персонажей, их черт лица.

Комикс, вероятно, придется по душе фанатам Карателя — к слову, он даже есть в одном из мастридов сайта «SpiderMedia», и это еще раз должно напомнить читателю о том, что выводы все равно нужно делать самому. Работа может понравиться и любителям «жестких историй» и всего того, что подается к ним горячим. Меня же книга не впечатлила, и вряд ли я буду читать эту серию дальше.

© А. Соловьев