“Пейшенс” Д.Клоуз

Время похоже на бублик. Время – это плоский диск. Время – это долина. Времени нет.

Сколько мы уже слышали об этом явлении. Сколько раз сменили и сломали свои представления. Но всё это меркнет перед горами книг и кинопленки, полных самых разных фантазий. Один только сериал «Доктор Кто» не отпускает тему путешествий во времени уже добрых полсотни лет. А кинематограф? «Терминатор», «Эффект бабочки», «Назад в будущее», «Петля времени»… и еще множество лент в самых разных жанрах.

Но кто о чём, а мы-то о комиксах. Тут тоже этого добра хватает, начиная с классических «Дней минувшего будущего». А ведь еще есть «Эра Альтрона», «Флешпоинт», «Хранители» и шедевральный комикс «Здесь».

Так что, тема путешествий во времени и времени как такого совсем не свежа. Тем рискованнее соваться на территорию, хоженую авторами вдоль и поперек. Но после пяти лет творческого молчания Д.Клоуз выдал 180-страничный комикс «Пейшенс» именно о путешествиях во времени. Оправдан ли риск?

Думаю, да. При таком раскладе непременно нужно привнести в тему что-то свежее, новое. Иначе твое творение будет похоже на чудовище Франкенштейна, собранное по кусочкам из идей, давно воплощенных, пусть даже ты о них и не слышал. Причем нельзя сказать, что этого нет в «Пейшенс». Возращения в прошлое, чтобы кого-то спасти, очень напоминают «Терминатора», идеи об убийстве матери Гитлера – пару серий «Доктора Кто», а желание войти в свой родной дом и стать отцом самому себе вместо того, что сбежал – сюжет из книжки Паланика «Рент».

Что же тогда отличает историю Клоуза от всех прочих поделок на тему путешествий во времени? Как по мне, в первую очередь – масштаб.

Сюжет вертится вокруг пьяницы и неудачника из будущего – Джека. Когда-то у него была любовь – девушка по имени Пейшенс. Вдвоем они сбежали из американской глубинки в большой город и пытались найти свое место в мегаполисе. Но найти его им было не суждено – как-то после работы Джек обнаружил свою беременную жену мертвой в гостиной. Дальше всё, как в тумане – полиция пытается обвинить его во всём, ничего не выходит, и Джек начинает собственное расследование, которое приводит его в тупик раз за разом. В итоге он сдался, пока спустя много лет не узнал о чудесном составе «сок», позволяющем путешествовать во времени. Это ли не второй шанс? Возможность все исправить и плевать на любой тайфун от крыльев бабочки.

Вся прелесть в том, что эта история о преданности и стремлении к счастью, лишена масштабности обычных сюжетов о путешествиях во времени. От неосторожных действий Джека, а совершает он их довольно часто, не меняется ход истории, если не считать конкретно его судьбу. И нет тут спасения целой планеты или всего человечества. Все эти неуклюжие усилия прилагаются к спасению одного единственного человека.

Второй приятный элемент – неожиданность концовки. Пусть все законы времени в литературе и являются чем-то на уровне гипотез и теорий, я всё же твёрдо уверен, что если и существуют путешественники во времени, то все их действия привели к конкретно этой версии Вселенной. То есть мы не знаем альтернатив и живём в том мире, который в итоге и получился. Потому я был удивлен тем, как все кончилось. Не оправдались и мои предположения насчет убийцы. Клоуз просто взял привычные сюжеты и развернул их, совершенно не заботясь о теоретической стороне вопроса. И это меня порадовало. Я люблю быть обманутым писателем.

Помимо этого комикс радует многослойностью. На первый взгляд, тут у нас история любви, толкающая героя на подвиг. Но это лишь поверхность, под которой таится излюбленная тема Клоуза – жизнь американской глубинки. Причем я увидел довольно знакомую обстановку обычного уездного городка. Жестокие люди, которые не понимают и не принимают любого человека, отличающегося от их стандартов, заложенных так давно, что и носители-то не помнят, почему их нужно соблюдать. Ощущение обреченности, будущего без всяких перспектив и непреодолимое желание сбежать в поисках счастья. Здесь мы увидели повзрослевших персонажей комикса «Призрачный мир». А завернуто всё это в довольно захватывающую детективную историю. Неплохой десерт получился.

Самым же приятным для меня оказались идеи в конце. Идеи о важности каждого прожитого мгновения, самой незначительной мысли и впечатления. Да, это мы слышали уже тысячи раз, но Клоуз смог это выразить так, что я слушал это будто впервые.

Что же может не понравится читателю? Думаю, рисунок. Очень простой, с минимальным набором цветов и часто со сплошными фонами. Тем, кто читал «Призрачный мир», всё это уже знакомо. Многие обожают его стиль, но, уверен, очень многие и не разделяют такой любви.

Помимо рисунка отпугнуть может флегматичность повествования. Это характерная черта историй Клоуза. Его персонажи словно умудряются учувствовать в событиях, но вести себя так будто они всего лишь сторонние наблюдатели. Причем равнодушные сторонние наблюдатели. Из-за этого не отпускает ощущение крайнего спокойствия в каждом действии независимо от того размеренная ли это беседа или бой не на жизнь, а на смерть.

Лично мне ничего не помешало насладиться этой книгой. На западе творение Клоуза уже окрестили «лучшим комиксом 2016 года». Не уверен, что это так. Слишком он своеобразен, для того чтобы стать лучшим, но он определенно очень хорош. Всячески рекомендую эту историю к прочтению. Я думаю, наш читатель уже пресытился творениями большой двойки, утолил свою жажду и может позволить себе выходить за рамки привычного, пробовать нечто новое. «Пейшенс» – очень неплохой способ выйти из привычной зоны комикс-комфорта.

Ю.Гуль