“Бойцовский клуб” Ч.Паланик

Поговорим о самой известной книге Ч.Паланика.

– Эй, ты опять что-то строчишь или читаешь? Хорош пыль глотать, пошли развеемся!
– Винсент, для запасной личности – ты жутко назойливый тип. Мне нужно читать, статьи писать, а ты думаешь только о веселье. Надо заниматься делами!

– Ну хорошо. Делу время, но потом я спрошу свой час на потехи. Работай, но послушай моего совета: пора бы расти. Нужно рассказать о книге. Не комиксами же едиными, так сказать. Расскажем о самой первой книге.
– Нет! Нельзя. Это неправильно, Гуль. Есть же первое и второе правило!

– Все уже всё и без нас знают. Потому не страшно, а для тебя эта книга важна.
– Да. Из-за «Бойцовского клуба» я и начал читать. Моя библиотека началась именно с этой книги. Когда я читал её в первый раз, она захватила меня с головой, и я упустил очень много. Теперь, спустя 5 лет, я открыл эту историю с новой стороны. Тогда мне казалось, что это книга о борьбе с ненавистным обществом потребления, с пустотой жизни и иллюзорностью нашего мира. Сейчас же я вижу насмешку и не более. Это огромный эрегированный член, спрятанный в двадцать пятом кадре слов. Пока не начинаешь разбирать прочитанное, ты его не замечаешь, но чувствуешь: что-то пошло не так.

– О чем вообще история?
– Ну все мы знаем, что сон разума порождает чудовищ, а Паланик нас научил, что бессонница вообще дарит нам Тайлера Дёрдена. История простая: человек сошел с ума, но заметил это слишком поздно. Довольно типично для нашего времени. Только, как и всегда у Паланика, все невероятно преувеличенно. Главное, что в конце – всех вылечат.

– Тайлер – вторая личность главного героя. Как он появился?
– Это сложно объяснить. Тайлер – это итог целой жизни. Думаю, он родился в тот самый момент, когда, будучи студентом, наш сумасшедший отважился тайком, под покровом ночи пописать на местную достопримечательность, к которой тысячи людей прикладывались губами в надежде обрести дар красноречия. Ты целуешь камень чувствуешь: что-то тут не так, но ручаться не можешь. Это не протест, это не бой, это шалость и не более. Тогда и родился Тайлер, тогда он начал расти. Чем больше становилось пустоты в жизни персонажа, тем быстрее рос Тайлер.

– Но он ведь был таким же, как все. Ничего примечательного. Маленькая квартирка с кучей бесполезных вещей, офис и полное отсутствие стремлений к чему-либо.
– Он отличался наблюдательностью, я думаю. Городские высотки представлялись ему огромными стеллажами, на полках которых, собрана колоссальная коллекция одиночеств. Люди, распиханные по жизненепроницаемым бетонным коробкам, боятся настоящих живых отношений. Люди ведь могут предать, обмануть, причинить боль, а вот вещи нет. Они надежнее, подвластны нашей воле; потому мы и забиваем квартиры барахлом. Все мы, словно больные коллекционеры, которые хранят свой собственный прах, заключенный в безделушках. Так наша молодость и здоровье постепенно превращается в кучу никому ненужных вещей. Вот почему первым делом Тайлер разнёс к чертям квартиру главного героя. Вещи разлетелись на куски, их не стало, они бросили его, как когда-то бросил его отец. Тайлер показал, что верность диванов и огромных телевизоров – иллюзорна. В тот момент сознание бедного клерка, ведомое гравитацией, уже начало катиться к пропасти безумия.

– А ты не думаешь, что это не наблюдательность, а его работа?
– Очень может быть, ведь когда ты перестаешь видеть чужие страдания, боль и кровь; когда вместо человеческих жизней ты видишь лишь строки финансового расчета – начинаешь относиться к людям как к источнику данных. А такой образ жизни постепенно обесценивает и собственную жизнь.

– Но всё-таки, ты считаешь, что ему хватило потерять все свои вещи, чтобы появился Тайлер?
– Нет, это лишь одна из причин. Я же говорю – пустота его жизни сыграла огромную роль. Именно пустота заставила клерка желать смерти. Он ждал её при каждом удобном случае, надеясь удвоить выплату по своей страховке. Не имея смелости, он начал с притворства: ходил на встречи обреченных. Самое смешное, что на встречах симулянтами были все: одни изображали из себя больных, а другие здоровых. Каждый там изо всех сил игнорировал свои проблемы, благодаря тому, что рядом был кто-то с еще большими проблемами. «Становится легче, когда поймёшь, что ты не единственная в мире подтирка для жопы». Но я увидел лишь зажмурившихся от страха детей, усевшихся вкруг.

– Так Тайлер родился в клубе обреченных?
– И да, и нет. Не торопись. Среди приговоренных на смерть, клерк дал свободу пустоте, мучившей его так долго. Потому он и смог спать – его отпустило. Но как океану не под силу наполнить дырявое ведро, так ничто не в силах насытить пустоту. Она росла, становилась взрывоопаснее. Не хватало лишь искры. Марла. Марла Сингер. Та самая искра, породившая Тайлера, спустившая пустоту клерка с поводка. Сам того не поняв, главный герой влюбился, а мы так хотим понравиться своим возлюбленным. Это стремление и подарило форму пустоте, что бушевала в клерке. Именно так он представлял мужчину, способного привлечь Марлу. Так что Тайлер – это ребёнок их любви. Новое для персонажа чувство вытащило на поверхность его забытое бунтарство, силу духа, непоколебимость. Это довольно интересный момент: Тайлер всегда был в клерке. Его нужно было лишь вынуть. То есть, каждый из нас, сравнивающий себя с кем-то успешным или популярным, носит в себе того человека, которым хотел бы стать.

– Что принёс с собой Тайлер?
– Смену ролей. Раньше клерк ждал смерти, он не давал себе права руководить процессом. Теперь он сам стремился к разрушению. Это драка с постоянным увеличением масштабов. Первым делом он начал драться со своими иллюзиями, потому разнёс квартиру. Вторым в очереди был он сам, так и появился бойцовский клуб – инструмент для саморазрушения, способ во плоти ощущать приближение смерти, когда ты выбрасываешь в раковину кусочки собственного тела. Но пустота бездонна, и масштабы росли. В итоге рождается проект «Разгром» – Тайлер начал драться с обществом, с его устоями, с его основами.

– Стоп-стоп-стоп. Но ты же сказал, что книга совсем не о борьбе, что книга – это насмешка.
– Когда книгу глотаешь, не задумываясь, не разбирая, так оно и кажется. Тут нужно постоянно держать при себе линейку, чтобы не упускать из виду масштабы действий. Всё, что делал Тайлер можно назвать только шалостью. Вся его философия рождена просмотром образовательных каналов во время бессонницы. При всем его бунтарстве рожденная им организация была обычной сектой фанатиков, где нет никого выше новоиспеченного пророка. Тайлер стал чёрным зеркалом, в котором люди смогли рассмотреть себя. Он показал им, что все мы лишь обезьянки-астронавты, которые всю жизнь делают только то, чему выучат. Лицемерие заключается в том, что в итоге он превратил их в собственных обезьянок-астронавтов. Потому в конечном счёте Тайлер ничего и не изменил. Это просто сумасшедший человек, а не мессия. Частая ошибка.

– Хм, и что это за книга в конце концов?
– Это насмешка. Насмешка над юношеским желанием революций и разрушения старого. Насмешка над каждым комнатным философом. Это небольшой мыслительный эксперимент: что будет, если те, кто трут за политику на кухне; таксисты, компетентные в управлении государством, и яркие представители диванных войск, не ограничатся болтовнёй. Бунт такого человека, вырвавшийся наружу, так и остался пустым и мелочным.
Вот, что я увидел в этой книге, обязательной к прочтению каждому молодому революционеру.

– Отлично! Мы закончили, а теперь – врежь мне!

© Винсент Гуль

Добавить комментарий