Легкая, но грустная история о забытых грёзах
Голд не для всех. Я уже объяснял, почему мне нравится его «Голиаф». Теперь же издательство «Бумкнига» дарит нам возможность насладиться еще одной книгой британского иллюстратора – «Лунный коп».
Как-то мне довелось прочесть статью о морализаторстве в литературе. Морализаторство – это когда герои книги начинают долго и обстоятельно высказывать мысли автора. Они превращаются в некие рупора, через которые писатель высказывается. Причем это считается признаком слабой прозы, потому что сильная проза не рассказывает – она показывает. И я считаю, что Том Голд – как раз автор, напрочь лишенный морализаторства.
Но давайте честно, пусть литературные критики и считают морализаторство слабым ходом, именно он теперь продает книги. Люди привыкли воспринимать произведение цитатами, потому мысль, проиллюстрированная, но не высказанная прямо, проходит мимо них. Если нет в книге красивых фраз, которые можно написать на привлекательном фоне и отправить в социальную сеть, то для большинства – книга, что называется, ни о чем. Вспомните «Голиафа»: Голд не говорит нам: «Война – это плохо» – с помощью витиеватых фраз или железной логики, как это любил делать Г.Гессе; Том просто дает нам подружиться с персонажем, обреченным погибнуть на войне. Он иллюстратор во всем, вплоть до своей манеры повествования. Так что, если вам нужны цитаты, то стоит пропустить «Лунного Копа».
Прелесть в том, что отказавшись прямо высказывать мысли, Том дарит нам возможность воспринимать произведение через призму нашей личности. В итоге вместо одной обозначенной темы выходит нечто, что трудно описать. Если попытаться объяснить все, что я вижу в «Копе», то получится, будто я препарирую нечто живое, чтобы разложить перед вами его составные части. Это познавательно, но живое, разобранное на части, становится мёртвым. В этом и чудодейство Голда как автора – он создаёт живые произведения.
Но время приступать к вскрытию. Сюжет комикса очень прост: нас знакомят с единственным на всю Луну полицейским, который следит за порядком в городе, где осталось всего несколько человек. Люди постепенно возвращаются на Землю. Их заменяют роботы и автоматы. А вот Копу напротив постоянно отказывают в переводе с Луны. В конце концов, в городе останутся всего два человека. Вот и всё. Это весь сюжет на 96 страницах. И не ждите виртуозных диалогов. Они тут просты донельзя. Закономерный вопрос: почему же я тогда считаю эту книгу замечательной?
За волшебство литературы. Голд – умеет создать нужную атмосферу и через минимум деталей раскрыть персонажа, подарив читателю нужные эмоции. В данном случае, я чувствовал опустошенность, одиночество и обреченность. Вот это наборчик, да? Но я всегда буду стоять на том, что мы чересчур помешаны на хорошем настроении. Иногда нужно подарить себе дозу грусти и меланхолии, чтобы не забыть вкус радости. Такой вот парадокс. И «Лунный коп» идеален для этих целей.
Вообще, при чтении мне невольно вспомнился «Замок» Кафки. Тоже отличный пример создания атмосферы без слов. Если взять «Чуму» Камю, то там автор раза три-четыре на несколько страниц начинает рассказывать об ужасах закрытого города, отрезанного от всего мира, но в итоге лично я так и не ощутил себя в западне. В «Замке» же об этом нет ни слова: Кафка просто описывает деревню и ее жителей, немного говорит о самом замке, но в итоге для меня во всей Вселенной существовали лишь замок и деревня, окруженные сияющей белой пустотой. Этим и отличается Голд – созданием нужной атмосферы без лишних слов.
Что до идеи, то лично мне показалось, что Том говорит с нами о научной фантастике. Ведь сколько некогда было проектов о заселении Луны и получения оттуда полезных ископаемых. Насколько помню, по старым проектам мы уже должны были бы там жить, но человечество больше об этом не грезит. Я частенько сетую на то, что нынешние произведения о будущем меня тревожат: в большинстве сюжетов человечество ждет конец света, после которого выживут немногие и продолжат грызть друг другу глотки за банку тушеной фасоли. Это очень контрастирует с тем, о чем мечтали люди в 50-60-е года прошлого века – летающие машины; роботы, выполняющие работу за людей, космические корабли, улетающие в другие галактики – торжество разума и науки во всей красе. Но мы отказались от этого будущего в пользу зомбоапокалипсиса, восстания машин и ядерного холокоста. Потому и пустеет лунная колония – она больше никому не нужна. Теперь люди сидят, смотрят в ночное небо и мечтают о Земле.
Что касается рисунка – это Том Голд. Вы или любите его простую манеру рисовать или считаете ужасной. Но я думаю, что простота его рисунка отлично дополняет простоту его повествования. Тот случай, когда незамысловатая техника становится отражением самой истории. Комикс из трех цветов – синего, черного и белого. Этого Голду хватило более чем. В его комиксах нет абсолютно ничего лишнего: ни цветов, ни линий, ни слов.
Получилось очень атмосферное и тонкое произведение об обреченности, безысходности и одиночестве, но при этом в конце автор дарит нам и капельку оптимизма тем, что пусть это и тюрьма, но Коп в ней уже не один. Это книга для тех, кто любит получать не информацию, но эмоции. А для этого ее лучше всего читать ночью в одиночестве и тишине. Прекрасная теплая грусть вам обеспечена. И пусть комикс лишен звуков, лично у меня в голове играла старая песенка «When the party is over», которая идеально подходит к атмосфере, созданной талантливым британским иллюстратором.