«Совершенный Человек-Паук» уже довольно давно обосновался на полках российских комиксшопов, теперь же компанию ему составляет «Совершенный Железный Человек» — серия 2015 года, состоящая из девяти выпусков, оригинальность которой состоит в том, что образ главного героя раскрывается в ней с совершенно неожиданной стороны.
Эффект Оси изменил Тони Старка: перед читателем предстает хитрый, коварный, расчетливый персонаж, для которого миссия по спасению мира потеряла всякое значение. Он переехал в Сан-Франциско, обзавелся уникальным эффектным костюмом и приступил к массовому выпуску новой разновидности вируса «Экстремис». И кажется, это не самая сомнительная из родившихся в его голове идей.
Многим произведениям кинематографического искусства присущ феномен, который я называю «эффектом кинотеатра». Заключается он в том, что даже фильм среднего уровня при первом его просмотре на большом экране кажется лучше, чем он есть на самом деле, но чем дольше о нем размышляешь, тем больше осознаешь ошибочность восторженных впечатлений. Нечто подобное произошло и с «Совершенным Железным Человеком».
Созданный Тейлором комикс удерживает внимание читателя с первой до последней страницы благодаря динамичному повествованию и харизматичному центральному персонажу, цепляет клиффхенгерами и интересными задумками, порождая неподдельный интерес к происходящему, заставляя залпом проглатывать выпуск за выпуском. Возникает резонный вопрос: «Разве все это не дает нам полное право отнести произведение к числу лучших?» К сожалению, нет. При более глубоком рассмотрении комикса становится ясно: Том Тейлор создал «пустышку», но так здорово замаскировал ее, завернув в яркую обертку, что посредственность произведения не бросается в глаза, однако оставляет после себя довольно неприятное послевкусие.
На мой взгляд, главный недостаток комикса — недораскрытие всего и вся. Сценарист имеет на руках несколько сильных козырей, но не использует их потенциал в полной мере. Например, концепция новой разновидности «Экстремиса» хороша и грамотно введена в повествование: мы видим, как влияет на людей возможность стать лучше, красивее и сильнее, видим их гнев по поводу того, что Старк решает сделать эту опцию платной и недоступной для широких масс. Однако на этом все. Тейлор не разыгрывает карту, в определенный момент будто совершенно забывает о ней, упуская шанс развить одну из интереснейших концепций комикса.
Та же тенденция проявляется и в разработке образа главного героя. Эгоистичный, самолюбивый, безответственный Тони Старк бросил людей на произвол судьбы, преследуя лишь собственные корыстные интересы. Таким Железного Человека мы еще не видели, потому эта идея предстает весьма оригинальной, однако автор не решается глубже развить ее, из-за чего образ персонажа получился поверхностным. Хуже всего, однако, Тейлор обошелся с Сорвиголовой — Мэттом Мёрдоком. Образ прославленного героя, играющего значимую роль в сюжете, прописан неубедительно, а его сюжетная линия грубо обрублена.
Другой недостаток работы Тейлора — клишированность и вторичность ряда сюжетных поворотов в последней трети комикса и его заключительных эпизодах. Даже за экшн-сценами и динамичностью развития сюжета не удается скрыть того, что финальный акт переполнен избитыми, пропитанными нафталином ходами.
Замечаний не возникает лишь к работе арт-команды. Художники Йилдирай Чинар и Лора Брага потрудились на славу: они ярко и эффектно проиллюстрировали приключения Тони Старка, особое внимание уделив проработке экшн-сцен.
По большому счету «Совершенный Железный Человек» — это пример загубленных возможностей, работа, которая мастерски пускает пыль в глаза. Очень жаль, что Тому Тейлору не удалось раскрыть поистине огромный потенциал комикса. Как говорится, замах — на рубль, а удар — на копейку.