«Бэтмен: Тихо!» Дж. Лоэб

«Бэтмен: Тихо!» Дж. Лоэб, изображение №1

В голове шумело. Джеф Лоэб лежал на чем-то холодном и медленно приходил в себя. Сознание вернулось к нему яркой вспышкой, он попытался вскочить на ноги, но они были прикованы наручниками к трубе. Не понимая, что происходит, Джеф осмотрелся: он находился в холодной комнате с белыми кафельными стенами. Посреди комнаты лежал человек с забинтованным лицом и не подавал признаков жизни. С другой стороны на полу сидел какой-то парень-азиат. Он был в сознании, но не мигая смотрел на тело.

— Парень, ты кто? — От вопроса парнишка вздрогнул и будто только теперь заметил, что в комнате был еще и Джеф. Он оцепенел, будто кролик в свете фар.
— Вы очнулись! — наконец пришел он в себя, — Джим. Меня зовут Джим Ли.
— Тот самый Джим Ли? Это ты побил все рекорды продаж своим комиксом?
— Да. А вы?
— Лоэб.
— Оу! «Долгий Хэллоуин» и «Темная победа»?
— Да, он самый. Как мы здесь оказались? Кто этот парень в бинтах?
— Сам не знаю, ничего не помню. Вот я у себя дома, а в следующий момент очнулся здесь, прикованный к трубе.

Джим Ли, комиксы. Джеф вдруг начал припоминать. Когда-то он действительно создал два комикса о Бэтмене и уже решил, что на этом все закончилось, но DC думало иначе. Издательство не теряло его из виду, следило за ним и однажды на парковке напало на беззащитного автора… предлагая продолжить его историю о Бэтмене. В ужасе Лоэб, сползая вниз по дверце своей машины, проверещал: «Кто будет художником?» Коварный ход, ведь Джеф знал, что его бессменный бэт-партнер Тим Сейл тогда был занят в другом проекте. DC задумалось, ведь нужно было сделать предложение, от которого Джеф не смог бы отказаться. Нужен козырь. «Джим Ли!» — это был даже не козырь, это был джокер в рукаве. Лоэб был обречен.

— Я вспомнил! Они хотели, чтобы мы создали комикс о Бэтмене! — будто прочитав мысли Джефа, закричал Джим.
— Да. Видимо, мы должны ответить на вопрос: «Кто же этот парень в бинтах?»

Тут из потайных люков в комнату влетели печатная машинка и графический планшет. Игра началась!

Я снова слишком ярко представляю себе процесс создания комиксов, но эта версия намного интереснее реальной истории. Земля-1218 — скука! Но давайте наконец поговорим о комиксе.

«Бэтмен: Тихо!» Дж. Лоэб, изображение №2

Если первые две истории рассказывали о начале карьеры Бэтмена, то в третьей мы встречаем матерого Бэтмена, для которого подвиги превратились в рутину. Он успел обзавестись не только массой гаджетов, но и приличным выводком разновозрастных любителей скакать по крышам в костюмах. «Тихо!» — этакая бэт-версия «Мушкетеров 20 лет спустя». Мы обнаруживаем первый недостаток: нужно очень много знать, чтобы разобраться, кто есть кто и кому кем приходится, в то время как для понимания сюжетов «Хэллоуина» и «Победы» было достаточно минимальных сведений о Готэме и его обитателях.

Несмотря на то что к моменту «Тихо!» в историях о Бэтсе поселилось множество новых персонажей, Джефу этого было мало. После очередного злоключения Бэтмена в кадре появляется таинственный персонаж с забинтованным лицом, цитирующий Аристотеля. При помощи банды классических злодеев он превращает жизнь Брюса в ад. Должен сразу отметить, что, в отличие от предыдущих работ Лоэба, злодеи выглядят органично. Больше не создается ощущение, что их насильно втиснули в сюжет, пока те упирались и даже кусались.

Бэтмена же годы не изменили. Лоэбовский Бэтс для меня — уже устоявшаяся модель. Сколько бы лет ни прошло, он всегда будет сомневаться в выбранном пути, он всегда будет сравнивать себя то со злодеями, то с героями, он всегда будет просчитываться. Опасения, охватывающие Брюса, были бы вполне понятны, если бы он делал первые бэт-шаги, но сомнения в выбранной стезе после многих и многих лет нельзя назвать обоснованными.

Повествование тоже осталось чисто лоэбовским: всюду тема отражений, всюду дублирование сюжетов. Для меня наиболее показательным примером сюжетов Джефа служит сцена, в которой герои параллельно снимают маски: парень в бинтах — перед Джокером, а Бэтмен — перед Женщиной-кошкой.

Кстати о последней: мы наконец-то дождались кульминации — Брюс чмокнул Селину. И вроде все хорошо, но Лоэб все же не смог удержаться и снова заставил Уэйна целыми днями думать лишь об этом поцелуе. После таких сцен невольно удивляешься: как Бэтмен вообще выжил, если не умеет адекватно относиться даже к таким мелочам?

«Бэтмен: Тихо!» Дж. Лоэб, изображение №3

Возможно ли одержать победу над хитроумным злодеем, когда простой поцелуй так тебя обескураживает? Ведь злодей в бинтах не жалеет времени и сил на то, чтобы испортить жизнь ушастому детективу. И здесь мы находим самый большой недостаток всей истории: мотивация злодея. Операция отняла у Тихо несколько лет и немало денег, потому ты думаешь: значит, это влиятельный человек, которому Бэтс насолил когда-то. Но лично меня концовка, раскрывшая все причины, разочаровала. Неужели все произошло из-за того, что один мальчик когда-то сказал другому мальчику? Мне не кажется это убедительным. Данный автором ответ на вопрос: «А почему Тихо все это делает?», на мой взгляд, разрушил фундамент серии.

Детективная составляющая история сильно сдала. Если при чтении «Хэллоуина» я ломал голову, представлял то одного злодея, то другого, а концовку и вовсе не мог предвидеть, то в «Тихо!» никакой интриги нет, так как в нем дано множество однозначных намеков и само повествование зачастую фокусируется на одном и том же персонаже. Мне показалось это странным: если раньше у Бэтмена не было лаборатории и навыков криминалиста, но история получалась сложной, то теперь же у него есть все, а загадка оказалась простой, хотя и она далась ему не так просто.

«Но что же ты нам скажешь о рисунке, Винсент?» — в нетерпении спросите вы, и я вам отвечу. Яркий, с вкусными цветами и обилием мелких деталей, которые приятно рассматривать. «То есть тебе понравилось?» — не унимаетесь вы. Сам рисунок — понравился, но в сравнении с другими частями трилогии Лоэба о Бэтмене он кажется слабым. Тим Сейл создавал атмосферу ночи. Он мастерски использовал тени и освещение, чтобы подарить ощущение тьмы. У Джима же даже в кромешной темноте я могу рассмотреть каждую деталь дверного замка или черты лица пребывающего в беспамятстве злодея. Джим отлично рисует, внимателен к деталям, однако передать тьму Готэма ему оказалось не под силу.

«Бэтмен: Тихо!» Дж. Лоэб, изображение №4

В итоге получилась довольно занятная вещица, в которой Лоэб довел все до логического конца, кристаллизовав свой образ Бэтмена. Уверен, что, несмотря на множество сюжетных нестыковок, «Тихо!» понравится всем тем, кто любит истории о Бэтсе.

© Винсент Гуль