Первый том «Токийского Призрака» стал настоящим открытием для меня
в мире комиксов. Гротескный киберпанк, драйвовый сюжет, немалая порция пищи для ума — вот что представляет собой «Атомный сад». Оттого страшнее брать в руки продолжение, ведь планка высока и во второй раз повторить успех, возможно, не выйдет.
Лед Дент вернулся в Лос-Анджелес, чтобы вновь гоняться за сумасшедшими террористами, которым не по нраву пришлась власть олигархии. СМИ выставляют констебля героем, хотя на деле он обычный наркоман, которого преследуют картины прошлого и чувство вины, стоит хоть на сутки отключиться от всемирной паутины. Но Токийский Призрак уже явился по душу виновных.
Заложенная в аннотации интрига — не что иное, как секрет Полишинеля. Все те, кто прочел первый том, без труда догадаются, кто именно скрывается под капюшоном. Сама обложка — один огромный спойлер. Стоило ли в таком случае оставлять концовку «Атомного сада» открытой — не понятно, зато наконец стал ясен смысл названия серии.
К счастью, это не единственная интрига. Главный сюжетный поворот происходит в середине книги, и предугадать подобное развитие событий было практически невозможно. Ремендер перемешивает карты, представляя совершенно иную проблематику. Вместо истории, рассказывающей
о зависимости от внешних факторов, перед нами разворачивается личная трагедия, от исхода которой зависит судьба мира. К тому же она вскрывает
одну из проблем.
Если в первом томе на примере Токио показан иной путь развития
технологий — благодаря полученным результатам исследований люди научились сосуществовать в симбиозе с природой, — то во втором мир окончательно поделен на черное и белое. Теперь технологии воспринимаются как бесспорное зло, а традиционные ценности — однозначно как добро. Живите с этим.
В рамках художественного вымысла подобный подход оправдан. Биполярный мир заостряет внимание на проблемах зависимости человечества от электроники и отхода от традиционных ценностей. Однако читатель, не обладающий критическим мышлением, вполне способен принять все за чистую монету. Более того, стоит воспринять комикс несерьезно и после его прочтения обнаружить слишком много параллелей с реальностью, как захочется выращивать помидоры в кадке на окне.
Лживые СМИ, политическое господство богачей, зависимость от электронных устройств, огромные потоки информации — это далеко не полный список тех самых параллелей. Причем представлены они таким образом, что не могут не вызывать чувство отвращения. Например, репортер в прямом смысле делает минет миллиардеру в припадке подобострастия. Это не намек, аккуратно скрытый удачным кадром, нет. Все показано максимально подробно. Тот самый элемент гротеска, панк-составляющей. Объяснение аналогичным сюжетным ходам одно — читателя пытаются вывести из равновесия, чтобы последующие события вызвали у него больший эмоциональный отклик.
В защиту этой теории можно привести простой аргумент: все подобные моменты встречаются ровно до первого серьезного сюжетного поворота.
Изменившая Япония — жемчужина второго тома. Ее предательски мало, и на этот раз автор обращается к образу страны для того, чтобы высмеять сложившиеся о ней стереотипы. Фактически так Японию видят люди, поверхностно знакомые с ее культурой и убежденные в том, что в Стране восходящего солнца есть только хентай, тентакли да гейши с голой грудью. Контраст с первым томом вызывает более сильные эмоции, чем какие бы то ни было отвратительные моменты.
Шон Гордон Мерфи вместе с Мэттом Холлингсвортом в очередной раз доказали успешность своего дуэта. Интересные персонажи, особенности которых переданы через внешний облик, тщательно прорисованные декорации, эффектные кадры боев. Есть даже сцена, подобная той, что позже появится
в «Бегущем по лезвию 2049». Пожалуй, все же нет достаточных оснований, чтобы говорить о плагиате, тем более что автор и режиссер вкладывают
разные смыслы в этот эпизод, но стоит признать, что данный прием действует завораживающе.
«Токийский Призрак» стал жестче. Личная трагедия и месть вытеснили иной путь развития и спасение мира. Драйв удалось сохранить. Рейтинг 18+ оправдывают не только сцены сексуального характера, но и приличная доля насилия. И все же идеи неолуддизма не дают мне покоя вот уже третий день. Технологии сами по себе — не зло. С помощью молотка можно забить гвоздь,
а можно проломить череп — вопрос лишь в том, в чьих руках он окажется.
Читать «Токийского Призрака» определенно стоит. Читать и много размышлять, ведь сказка о традиционном укладе красива, но остается
не более чем сказкой.