Представьте ситуацию: вы заходите в приличный бар с парой друзей, приехавших из другой страны буквально сегодня утром. На город только опустился вечер. Вы находите столик в тихом углу, услужливая официантка приносит вам напитки, и вы начинаете разговор. Друзья — прекрасные рассказчики, да и с вашей последней встречи накопилось немало историй. Рассказы о реальных событиях перемежаются рассуждениями на самые разнообразные темы и откровенными фантазиями. Официантка бесшумно подходит, когда бокалы пустеют, а вечер плавно перетекает в ночь. Финальным аккордом звучит философское замечание, и вы отправляетесь по домам. Именно такое ощущение оставляют «Бразильские истории» Фабио Муна и Габриэля Ба.
Если говорить сухим языком фактов, «Бразильские истории» — сборник рассказов, повествующих об обычных людях, которые влюбляются, ссорятся, ищут себя, теряют близких и взрослеют. Авторы акцентируют внимание именно на событиях, а не на персонажах. Главное — действие, происходящее в данный момент. Не важно, что было до и что будет после. Как правило, подобный подход не идет произведению на пользу, так как он не позволяет создать прочную эмоциональную связь читателя с героями, но в данном случае он прекрасно работает.
Мун и Ба обращаются не к разуму читателя, а к его чувствам и жизненному опыту: зачастую тяжелому, связанному с одиночеством, потерями, ощущением бессмысленности существования — эти истории получились мрачными; но нередко и положительному: поддержка друзей, мимолетные радости, встреча родственных душ — эти истории вселяют надежду на лучшее. Но главное — ни один сюжет не создан «ради галочки», в чем братья откровенно признаются в начале книги.
Истории рассказаны простым и понятным языком. Не могу сказать, что абсолютно все описанные ситуации происходили и в моей жизни, но каждый рассказ был мне понятен и вызывал эмоциональный отклик. В книге есть над чем задуматься, о чем погрустить и над чем посмеяться. Как будто авторы стремились отразить в ней жизнь во всем ее многообразии, представить взгляд взрослого человека на нее.
Рисунок… на любителя. Во-первых, комикс черно-белый, а во-вторых, стиль иначе как авторским не назовешь. Персонажи изображены карикатурно, фоны не отличаются детализацией, внимание уделено лишь важным деталям. Как ни странно, это не портит впечатление. Художники используют ровно столько изобразительных средств, сколько необходимо для того, чтобы не отвлекать внимание читателя от истории. Мун и Ба выбрали подход, совершенно противоположный манере Дель Мундо или Марко Руди, работы которых можно вешать на стену в качестве картин.
Стремление рассказывать истории с помощью языка изобразительного искусства привело Фабио и Габриэля в мир комиксов. Этим они и занимаются, стараясь избегать банальностей. Открыв «Бразильские истории», каждый читатель, независимо от пола, возраста и национальной принадлежности, сможет узнать самого себя в героях книги. Так что если вас не оттолкнет стиль рисунка, смело берите в руки комикс.