Читать чужие дневники не принято, но почему бы не послушать парочку воспоминаний, кристаллизованных на страницах потрепанного блокнота, если сам автор решил ими поделиться? Мне и самому бывает приятно вспоминать в компании старых друзей, какими мы были, и сравнивать тех детей со взрослыми людьми, которыми мы стали. Вот и Марико Тамаки предложила читателю окунуться в омуты прошлого девочки Розы.
Комикс «This One Summer» рассказывает о семействе, которое каждое лето отправляется на берег озера в канадской глубинке, чтобы провести отпуск вместе. В нем нет сюжета как такового, потому что в книге показаны воспоминания главной героини. Читателю предстоит прожить лето в компании Розы и ее подруги Винди, которое стало для девочек-подростков временем открытия классических хоррор-фильмов, поиска ответов на вопросы, неизбежно возникающие в пору юношества, и столкновения с трудностями взрослой жизни.
«This One Summer» трудно оценивать привычными категориями. Работа Марико не имеет трехактную структуру, в ней не показано изменение персонажей. Сюжет «Лета» основан на череде событий, происходящих в жизни нескольких семей, и отношении персонажей к ним. Закономерно возникает вопрос: «Зачем читать этот комикс?» Не стану кривить душой: многим формат «Лета» не понравится. Работа Тамаки не принадлежит к числу историй, написанных ради того, чтобы чему-то научить или показать что-то определенное, к которым мы так привыкли. Комикс похож на нечаянное воспоминание из далекого детства, которое всплывает в памяти, когда вдруг услышишь давно позабытую песню. Книга получилась откровенной. В ней не найти вечно веселых девочек-подростков, какими их любят изображать взрослые авторы, уже позабывшие, каково это — быть ребенком. Девочки сталкиваются с юношескими трагедиями и взрослыми проблемами: нежелание парня брать на себя ответственность после незапланированной беременности подружки, медленное разрушение семьи из-за тщетных попыток женщины завести ребенка и т. д.
Проблемы и трудности мира взрослых просачиваются в беззаботную подростковую жизнь, заставляя героев задаваться самыми разными вопросами — от «Какой будет моя взрослая жизнь?» до «Смогла бы я сделать любимому мужчине минет?» «Лето» — это история о первой неуклюжей влюбленности и полном разочаровании в своем принце на белом коне.
Может показаться, что книга переполнена деталями, эпизодами и персонажами, которые не играют в ней никакой роли. Набор ружей Бондарчука. Однако именно эти детали создают ощущение реалистичности. В комиксе нет «правильных» или «неправильных» персонажей. Каждого преследуют собственные призраки, каждый имеет свои слабости, благодаря чему создается ощущение, что ты читаешь историю реально существовавших людей.
Немало этому способствует и стиль Джиллиан. Приятно, что в книге биографической не забывают об анатомии. Биографические и автобиографические комиксы нередко страдают небрежным или чересчур мультяшным стилем, использование которого совершенно неуместно. Аккуратный рисунок Джиллиан, напротив, отлично подходит истории, так как художнице удалось найти баланс между детской простотой и упорядоченностью взрослой жизни.
Трудно что-то еще рассказать о книге. Думаю, ее сюжет не так важен, как атмосфера. Настроение книги — теплая и тихая грусть, которая охватывает вас в последние дни каникул, когда вы вспоминаете обо всех приключениях и событиях прошедшего лета. В такие моменты я любил слушать «Wake Me Up When September Ends».
«This One Summer» — это история девочки, которая переступает границу детства, узнает, что и в раю есть место драме, что даже самый идеальный мужчина может оказаться негодяем и что у всего есть причина. И каким бы болезненным ни был этот опыт, спустя много лет воспоминания об этом лете будут согревать ее зимними вечерами.