Что объединяет большинство российских издательств, специализирующихся на выпуске комиксов? Правильно: между изданием томов проходят солидные промежутки времени, за которые многие читатели успевают забыть события, произошедшие на страницах предыдущих сборников. К счастью, есть и исключения, к числу которых можно отнести импринт издательства «Эксмо» «Fanzon», оперативно выпустивший второй, заключительный том о похождениях Нэмора, Доктора Стрэнджа, Железного Кулака, Серебряного Серфера и Красной Женщины-Халка, составляющих команду под названием «Защитники».
Приключения супергеройского отряда, описанные известным сценаристом Мэттом Фрэкшном, начинаются с поисков подозреваемого в жестоких убийствах Джона Амана, Князя сирот, который скрывается в таинственном африканском государстве З’Гамбо — попасть в него можно через знаменитую Ваканду. Конечно же, события развиваются не по плану, и самая заурядная поездка, не сулившая, казалось бы, ничего интересного, неожиданно превращается в скитания героев сквозь время и пространство.
Темп и тон повествования первого тома «Защитников» были неравномерными. История стартовала как совершенно тривиальная, неизобретательная супергероика командного разлива, однако чуть позже авторы стали концентрировать внимание на личностях персонажей, серия обрела вес и сумела стать по-настоящему интересной. Только Бэтти Росс почему-то оказалась обделенной вниманием. Было бы логично предположить, что второй том начнется с ее истории, но могучей краснокожей даме не суждено было посолировать. Сценарист сразу же бросил героев в пучину головокружительных приключений и потому прекратил делать акцент на каком-либо персонаже. Сюжет второго тома стал гораздо увлекательнее, динамичнее и оригинальнее, но, к сожалению, авторам не удалось избежать серьезных промахов.
Коллега Винсент придумал термин «эффект Фрэкшна», которым обозначается произведение с интересной идеей, но сырой, небрежной реализацией. Как ни печально это признавать, под это определение подходят и «Защитники», что, в принципе, нельзя назвать удивительным, так как сценарий комикса написал человек, чьим именем и было названо упомянутое явление.
Начнем с хорошего: идея комикса, безусловно, интересна. Герои сталкиваются с последствиями пренебрежения народной мудростью — «не суй свой нос, куда не следует». Мысль элементарная, очевидная, но для американских супергероев, уверовавших в собственную непогрешимость, она сродни откровению. В финале Мэтт недвусмысленно дает понять, что нет ничего хорошего в том, чтобы быть затычкой в каждой бочке, однако путь героев к осознанию этой простой идеи оказался ухабистым.
Главный недостаток комикса — непродуманность, которая влечет за собой серьезные проблемы с темпом повествования и компоновкой сюжета, а это, в свою очередь, приводит к дисбалансу и потере целостности произведения. Наиболее ярко это заметно на примере концовки: она получилась скомканной, будто ей не хватило объема, но при этом cередина комикса содержит немало ненужных, филлерных эпизодов. Автор в дополнение к основному составу команды ввел в повествование Черную Кошку, Ника Фьюри и Человека-Муравья. Их появление придало событиям фееричность (чего только стоит внезапная стычка с Гитлером-Франкенштейном!), однако в целом слабо повлияло на главную сюжетную линию. Фрэкшн поймал вдохновение и попытался вместить в комикс все свои идеи, но соткать из них цельное, ровное полотно у него не получилось — то тут, то там виднеются прорехи, неровности и торчащие нитки.
Еще один недостаток «Защитников» состоит в том, что комикс не вызывает у читателя желание сопереживать героям. Второй том заточен исключительно под экшн, приключения и раскрытие основной концепции, потому места для чувств и эмоций совсем не осталось.
Иллюстрировали том четыре художника, отвечавшие за разные номера, и в целом их работу можно назвать удовлетворительной: претензии предъявить не к чему, но и поводов для особой похвалы не найти. Отдельно стоит отметить разве что работу Джейми МакКелви: он не показал ничего сверхъестественного, но оригинальный стиль художника, знакомый русскоязычным читателям по таким комиксам, как «Молодые Мстители» и «Порочные + Божества», и тщательная проработка лиц персонажей позволили ему выделиться среди других членов арт-команды.
Подводя итог, можно сказать, что работа Фрэкшна получилась бодрой и драйвовой, но при этом сыроватой и сумбурной. Мэтту не удалось раскрыть заложенный в серию потенциал, однако назвать ее совсем неудачной я не могу. «Защитники» — комикс не особо выдающийся, но вполне может заинтересовать поклонников супергероики и читателей, которые испытывают симпатию к ведущим персонажам.