«Deadman Wonderland» Дзинсэй Катаока

«Deadman Wonderland» Дзинсэй Катаока, изображение №1

После разрушительного землетрясения большая часть Токио ушла под воду. Выжившие пытаются восстановить остатки города и вернуться к нормальной жизни. В эпицентре катаклизма появляется первая частная тюрьма, совмещенная с парком развлечений. Заключенные выполняют в ней роль рабочих — участвуют в бегах, отвечают за музыку, уборку и в целом помогают увеличивать финансовое благосостояние хозяев тюрьмы. За свой труд они получают особые очки, которые можно потратить на еду, предметы быта и, что самое главное, на противоядие, без которого они способны прожить не более трех дней. Так удается поддерживать порядок в тюрьме.

Ганта Игараси был обычным четырнадцатилетним школьником, пока в его класс не ворвался человек в красном. Загадочный тип в маске убил всех одноклассников Ганты, а самому парню оставил на память красный камушек в груди, который становится видимым в минуты сильного эмоционального напряжения. Уголовное дело закрыли быстро, а единственного выжившего подростка отправили в частную тюрьму. Очень скоро Ганта узнал, что способен управлять собственной кровью и что под тюрьмой есть особый Сектор G, где такие, как он, сражаются на потеху публике. Первостепенное значение для подростка приобрела задача выжить и не лишиться рассудка.

«Deadman Wonderland» Дзинсэй Катаока, изображение №2

С первых же глав внимание читателя акцентируется на двух интересных идеях — подпольные бои и самоокупающаяся тюрьма. Первый пункт обеспечивает зрелищность, привлекая поклонников сёнен, а второй — «умную» часть, которая, казалось бы, должна иметь серьезную смысловую нагрузку, однако ее попросту нет. Сама тюрьма практически не показана, да и ощущение заточения не возникает. В детском спортивном лагере порядки строже, чем здесь. Заключенные отделены от посетителей парка, но в своей части тюрьмы чувствуют себя вполне свободно. Единственный неприятный момент — нужно работать, чтобы получать антидот. Как будто тысячи людей, по утрам толпящихся в транспорте, не занимаются тем же.

К тому же довольно быстро действие перемещается в Сектор G, где творится что-то странное, не поддающееся логическому объяснению. Смертников — людей, обладающих способностью управлять кровью, заставляют сражаться друг с другом. Победитель получает местную валюту и антидот, а у проигравшего отнимают какой-либо из органов якобы для проведения исследований. Лучшему из лучших предстоит сразиться с Красным Человеком. И так цикл за циклом. Возникает закономерный вопрос: неужели человек, лишенный почки, сражается лучше? Конечно нет! Сценаристу всего лишь захотелось добавить в сюжет щепотку безумия, вот только рука дрогнула и в котле оказался весь его запас.

Японские авторы не чураются наполнять мангу шокирующими эпизодами вроде убийства детей. Это вовсе не обязательный элемент. Так, «Тетрадь Смерти» практически лишена откровенно странных моментов. Авторы «Дневника будущего» позволяют себе точечно вводить психопатов, чтобы подчеркнуть абсурдность описываемых событий. Сценаристы «Нелюдя» вынуждены показывать жестокость, но не откровенный психоз. Зато в «Токийском гуле» как раз рассказывается о людях с психическими отклонениями и посттравматическими расстройствами, и именно это роднит «Deadman Wonderland» с ним.

«Deadman Wonderland» Дзинсэй Катаока, изображение №3

Единственный здравомыслящий персонаж в манге — Ганта. Видимо, тюрьма задумывалась как сумасшедший дом, которым управляют психопаты, ибо даже у администрации «поехала крыша». Исследования способностей смертников толком не показываются до самого конца, зато авторы позволяют нам полюбоваться маленькой девочкой с огромным тесаком, мама которой повесилась прямо на ее глазах; или, к примеру, монахом, который нашел спасение в смерти и теперь самоотверженно «спасает» человечество. Быть может, вам больше придется по душе трансвестит, убивший пассию своего парня, застукав последнего за изменой? Даже начальник тюремной охраны в конце концов показывает свою сумасшедшую сторону, ибо клин клином вышибают.

Подобный набор персонажей должен был стать доказательством богатой фантазии сценариста, которому хотелось разнообразить сюжет парочкой нестандартных историй, однако чрезмерное акцентирование внимания на безумстве тюрьмы и ее обитателей лишь утомляет читателя. Завязка каждой арки интересна: то возникнет очаг сопротивления, то обнаружится новый способ победить Красного Человека, то раскроется сюжетный поворот, дающий ключ к разгадке истоков проблемы. Вот только конец всегда одинаков: безумные злодеи изымают органы у тех, кто должен сражаться, кровь льется рекой, а проблемы остаются нерешенными — лишь копятся все новые ключи.

«Deadman Wonderland» Дзинсэй Катаока, изображение №4

Хорошего тоже хватает. Бои невероятно зрелищны. У каждого смертника своя техника обращения с кровью, потому эпизоды сражений отличаются разнообразием. К тому же заключенные живучи как тараканы, но не бессмертны. До конца дойдут не все, а тем, кому это удастся, не избежать потерь. Последние пятнадцать номеров манги неожиданно приобретают научно-фантастический характер и объясняют все происходящее. История напоминает происхождение Венома в версии «Ultimate», но обладает большей глубиной и наделена дополнительным подтекстом.

Работа художника прекрасна. Мангой занималась та же команда, что адаптировала «Эврику 7» — Дзинсэй Катаока и Кадзума Кондо. Детально прорисован каждый кадр. Особенно удачно получились боевые сцены — на уровне попкорновых блокбастеров. Персонажи наделены множеством отличительных особенностей, поэтому они не сливаются друг с другом. Порадовали немногочисленные цветные страницы — они вселяют надежду на то, что рано или поздно мы все же увидим цветную мангу.

«Deadman Wonderland» Дзинсэй Катаока, изображение №5

Как это ни странно, перед нами произведение, страдающее «эффектом Фрэкшна»: по отдельности хорошие идеи остаются таковыми, но вместе они не работают. К примеру, Ганту бросают в карцер на неделю, и после освобождения он чувствует себя прекрасно. Подождите, но как он получал антидот? В манге нет ни одного упоминания об этом. Подобные мелочи разрушают целостность мира. Тюрьме уделено недостаточно внимания: мы не знаем, как и почему она появилась — она просто есть. То же самое можно сказать и о боях: турнир лишен логического завершения. По отдельности все элементы интересны, однако в общую картину они не складываются.

© Ю. Гламаздо