Не секрет, что многие комиксы, о которых я писал, были выбраны мной исключительно из-за обложек. Это не лучший метод отбора, потому что зачастую внешний вид комикса совершенно не соответствует его внутреннему содержанию. Но все-таки есть у меня слабость к хорошим обложкам. Однако она имеет оборотную сторону: я могу упустить отличный комикс только лишь потому, что лицо книги вызывает у меня сомнения.
Я довольно долго избегал «Боуна» по этой причине, а также потому, что при пересечении границы цена этих книг увеличивается в два-три раза, будто это не комикс, а санкционный продукт. Но благодаря счастливой случайности мне удалось приобрести «Боуна» по издательской цене и с хорошей скидкой, так что теперь у меня есть возможность поделиться своим мнением о нем.
Начать хочется с того, что это не типичная серия, состоящая из множества коротких арок. Если вы собираетесь читать «Боуна», то вас ждет путешествие длиной в девять томов и 1300 страниц. Это цельный сюжет, который не дробится и не прерывается.
Комикс «Боун» рассказывает о… боунах — трех двоюродных братьях, которых по какой-то причине изгнали из города и которые теперь вынуждены скитаться по пустыне. Еда и вода на исходе, а на горизонте маячит горный хребет. Лично мне в этот момент невольно вспомнился старина Роланд, который точно так же брел через пустыню в сторону гор. Когда братья пересекли горную цепь, они обнаружили целую долину, жители которой знать ничего не знают о внешнем мире и живут себе спокойно в лощине, окруженной горными пиками. Начало истории обманчиво. Юмор, внешний вид главного героя, злодеи и происходящие в первом томе события создают ощущение, что читаешь что-то вроде историй о Дональде Даке, написанных Д. Росой. Однако чем глубже погружаешься в историю, чем больше удаляешься от ее начала, тем мрачнее становится сюжет.
«Боуна» я отношу к числу жертв одного неудачного эффекта, суть которого заключается в следующем: из-за того, как именно начинается история, читатель может бросить чтение и упустить нечто стоящее. Так было с «Американским вампиром», в котором интересные идеи автора обнаруживают себя только после второго тома. Так было и со «Sweet Tooth», первая половина которого представляет собой типичную, клишированную постапокалиптическую историю, а потрясающий замысел автора раскрывается лишь во второй части комикса. Благодаря Дж. Смиту у подобного явления наконец-то появилось название — эффект «Боуна».
Это добротный комикс. Я не могу сказать, что «Боун» вызывает неописуемый восторг. Мне нравятся слова комика Б. Бернема, сказанные им на одном из выступлений: «Мне не хочется, чтобы вы в кровь разбивали свои руки в аплодисментах. Мне вполне хватит того, если вы выйдете отсюда с мыслью, что это было неплохо». «Боун» — пример как раз такого произведения, после прочтения которого остается приятное ощущение теплоты.
Если подробно проанализировать комикс, то можно сделать вывод, что «Боун» — довольно типичная история о персонажах, которых против их воли втянуло в водоворот эпических событий. Всем хорошо знакомы произведения с подобным сюжетом: «Волшебник страны Оз», «Хоббит», «Хроники Нарнии» — с последним, по моему мнению, комикс имеет больше всего сходств. Персонажи чужды миру, в котором они оказались, но в грядущих судьбоносных событиях им предстоит сыграть ключевую роль. То, что боуны не вписываются в окружение, Дж. Смит намеренно подчеркивает с помощью рисунка. Однако на их «непохожесть» другие герои практически не обращают внимания. Пожалуй, это сделала лишь бабушка Бен при первой встрече, отметив, что если боунов нельзя доить, то они всего лишь питомцы.
Как уже было сказано, подобные истории встречаются нередко, тогда в чем же оригинальность «Боуна»? Если взглянуть на список названных мною произведений, то можно заметить, что его составляют традиционные литературные произведения, а не изороманы. Я не смог вспомнить ни одного комикса, который был бы способен по масштабности составить конкуренцию «Властелину колец» Толкина, а «Боуну» это вполне по силам. Аналогия напрашивается сама собой, потому что история во многом повторяет сюжет легендарного трехтомника, но с небольшими изменениями. Основное отличие — это юмор. Какими бы трагическими и жуткими ни оказывались события, автор не забывает вставить парочку шуток и делает это так же умело, как Т. Ганн в «Стражах Галактики», где юмор не умаляет серьезности произведения, а дает зрителю небольшую передышку.
О визуальной составляющей хочется поговорить отдельно. Дж. Смит — профессиональный мультипликатор, и это невозможно не заметить. При первом взгляде можно решить, что комикс лишен динамики. На протяжении всех девяти томов расположение панелей практически не меняется — на странице, как правило, располагаются шесть фреймов, однако это нисколько не мешает Смиту мастерски изображать происходящие события. В анимации есть понятие «ключевой кадр» — им обозначаются самые важные кадры, которые должны быть изображены именно так, как их нарисовал художник. Смит для каждой панели подбирает именно эти «ключевые кадры», самые емкие рисунки. Он изображает ровно столько, сколько нужно для того, чтобы читатель достроил остальное самостоятельно и получил удовольствие от соавторства. Ни одного лишнего кадра.
Что касается рисунка, то сам Джефф не скрывает того, что большое влияние на его стиль оказали стрипы У. Келли о Пого — немало элементов было заимствовано из них для создания образов боунов и разработки фонов. А вот изображение людей в первых томах не лишено оплошностей: например, на одной панели Торн предстает взрослой девушкой, а на соседней — тринадцатилетней девочкой-подростком. Однако с течением времени подобные проблемы исчезли. Мне это напомнило ситуацию с современными мультфильмами, в которых анимация становится более качественной с каждым новым сезоном.
Изначально комикс был черно-белым, но в 2005 году его решили раскрасить, чтобы адаптировать историю для молодого поколения. Многие из тех, кто читал комикс в 90-е, признали раскрашенную версию неудачной, что лично я склонен отнести к синдрому утенка, потому что, сравнивая две версии комикса, не могу сказать, что первоисточник пострадал, как это нередко случается с черно-белыми историями.
Думаю, можно подвести итог. Если попытаться одним словом описать комикс, то я бы сказал: «Эпично». В первую очередь это относится к процессу создания: Джефф сам нарисовал и издал все девять томов, все 1300 страниц, и это заняло у него 13 лет. Впечатляющие цифры! Эпичны и результаты: комикс был удостоен десяти премий Айснера, одиннадцати премий Харви, а также переведен на многие языки мира, в том числе русский. Эпично, конечно же, и содержание комикса, которое подобно набирающему обороты маховику. От тома к тому повествование приобретает серьезность и глубину, и перед читателем раскрывается целый мир со своими героями, со своей историей, со своей мифологией и своим конфликтом, где на кону стоит вопрос существования всей вселенной. Этот переход ощущается и в изменении персонажей: если в самом начале они воспринимаются как плоские «картонки», что типично для сказки — злодей однозначно зол, добряк — добр; то с каждым томом эти картонки приобретают объем. Жадность Фоуни получает объяснение, Смайли оказывается вполне себе серьезной натурой, которая просто сохраняет оптимизм до самого конца, а Фоун принимает довольно неожиданное для формата созданной истории решение.
Нередко мне сложно понять, за что те или иные комиксы получают множество наград, но если говорить о «Боуне», то я считаю, что каждая из них заслужена. Заслужена многолетним трудом Смита, заслужена исполнением и содержанием комикса, заслужена любовью читателей. И я должен признать, что «Боун» по праву занимает место в списке обязательных к прочтению комиксов.