За 80 лет своего существования издательство DC создало целую армию сверхлюдей, готовых погибнуть, защищая маленькую планету на отшибе вселенной от таких же сверхлюдей и жутких монстров. Лично мне никогда не было понятно, зачем разворачивать войну за один-единственный мир, который к тому же имеет сомнительную ценность, когда вокруг простирается бесконечная вселенная. Это кажется таким же нелепым, как и то, что внимание всемогущих существ в авраамистических религиях неизменно приковано к одному из миллиардов возможных миров.
Однако, в отличие от Библии, в произведениях DC имеются персонажи, которые не подчиняются подобным абсурдным законам. Корпус Зеленых Фонарей. Чуть ли не единственная команда, уровень возможностей которой соответствует масштабу возникающих проблем. Пришелец, обладающий силой, сравнимой с могуществом богов, снимает котят с деревьев; а миллиардер, который мог бы помочь повысить уровень общественного благосостояния и более эффективно распоряжаться собственными средствами, носится по крышам в нелепейшем костюме с гаджетами, стоимость которых сравнима с бюджетом небольшой страны. На таком фоне встреча Фонарей с поистине вселенским злом выглядит куда адекватнее.
В общем, Зеленые Фонари — мой любимый сегмент вселенной DC. Но надо признать, что создание этого мира, этой легенды в том виде, к которому мы привыкли, принадлежит одному автору — Д. Джонсу. Большая часть того, что теперь считается каноном, вышла из под его пера, пока он работал над серией с 2004 по 2011 год.
Сцена, в которой умирающий Абин Сур передает изумрудное кольцо молодому пилоту-испытателю, стала таким же железобетонным каноном, как и ракета, упавшая в американской глубинке, или мальчик, рыдающий над телами убитых родителей. Однако у DC есть проект, который время от времени пытается пошатнуть основы этих канонов — «Земля-1». Правда, каноны настолько тверды, что даже самым смелым авторам удалось немного изменить лишь их форму. Комиксы о Бэтмене, Супермене и Чудо-женщине, входящие в состав «Земли-1», — это давно знакомые всем истории с небольшими изменениями, практически не касающимися самого персонажа. Однако в марте 2018 года в рамках серии вышел изороман, который, по общему признанию, сильнее прочих изменил канон давно знакомого героя — «Зеленый Фонарь: Земля-1». Так ли это на самом деле?
История, созданная супружеской парой — Коринной Бечко и Габриэлем Хардманом, — начинается на одном из астероидов, что вращаются между Марсом и Юпитером. Команда геологов пытается найти хотя бы какие-нибудь ресурсы, чтобы оправдать экспедицию. Но вместо полезных ископаемых один из астронавтов, Холанд Джордан, откапывает инопланетный корабль, который вот уже как минимум пару сотен лет служит склепом мертвому пришельцу. Неожиданно корабль начинает проваливаться на дно глубоко ущелья, но коллега Хэла успевает схватить знакомые нам кольцо и фонарь.
Дальше ожидаешь увидеть, как Хэла вызовут на Оа, начнут учить всем премудростям управления зеленой энергией, но нет. Авторы действительно сильно изменили классический сюжет. К моменту начала истории Стражи погибли, главная батарея уничтожена, Корпуса больше не существует, а вселенной правят Охотники — роботы, на смену которым и пришли Фонари. Но несмотря на внешние различия канона и сюжета комикса, остов истории сохранен: завязка походит на начало «Rebirth», Хэл натыкается на Абин Сура, получает кольцо и встречает Киловога, который становится его первым учителем. На мой взгляд, Бечко и Хардману удалось одновременно и отдать дань первоисточнику, и по возможности максимально далеко уйти от него.
Наибольшие различия связаны с самим Хэлом. В каноне Джордана представлен классический образ ковбоя — главный герой независим, изобретателен и никогда и ни при каких обстоятельствах не сдается, даже если ему приходится идти на отчаянные меры. В версии же Бечко мы видим человека, сломленного собственным прошлым, потерявшего веру в человечество. Кольцо становится для него не орудием, способным помочь развить заложенные в нем способности, а билетом в одну сторону. Это его трактор для побега с Земли, из Солнечной системы вообще. Потому произошедшие с героем перемены кажутся неубедительными — всего один разговор раздул в нем пламя жизни и пробудил смелость!
В комиксе хватает и прочих несуразностей. Например, обстоятельства складываются настолько удачно, что Хэла отправляют в качестве раба именно на Оа. При этом Охотники, которые создали свою версию Приказа 66, но только для Фонарей, не проверяют своих пленников на наличие колец, хотя ни для кого не секрет, что где-то в космосе имеется три с половиной тысячи подобных вещиц.
Мне любопытно вот что: неужели в среде художников комиксов бродит какая-то особая шутка, связанная с кирками, подобно тому, как режиссеры подшучивают над чрезмерным использованием крика Вильгельма? Уже не в первый раз мне попадаются книги, в которых технологически развитый народ при работе в шахтах использует кирку. Последним подобным произведением был комикс «Кто такой Черная Пантера?». В нем тоже показано, что жители Ваканды, страны, технологически опередившей все народы Земли, добывают вибраниум при помощи кирки!
Если говорить о рисунке, то должен признать, что художник прекрасно передает само настроение этакого космического постапокалипсиса. Стиль Хардмана напоминает мне смешение графики Малеева и манеры покраски точками, которую так любит Мерфи. Рисунок у Габриеля получился мрачным — он прекрасно передает ощущение безысходности. Одним словом, визуальная составляющая комикса идеально подходит его сюжету.
Что касается сценария, то, как мне кажется, он пострадал из-за объема. При чтении я не мог отделаться от мысли, что сценаристы задумали слишком масштабный сюжет и потому боялись не успеть подвести его к логическому завершению. Но каждая история серии «Земля-1» так или иначе должна укладываться в один том, а значит, какой-никакой катарсис в финале должен был случиться. Так что у меня сложилось ощущение, что авторам пришлось сильно сжать сюжет и что он смог бы заиграть всеми красками лишь в том случае, если бы ему была отведена книга раза в три толще. Вдумайтесь: начало комикса представляет собой темный космический хоррор, по своей атмосфере ничуть не уступающий «Чужому», после нас ждет дорожное приключение, а заканчивается история этаким блокбастером-антиутопией. Не слишком ли много всего для одной тонкой книги? Потому и мотивация героев, развитие их образов практически не представлены — их пришлось обрезать в угоду объему. Нам лишь остается читать замысел автора между строк.
Несмотря на излишек невероятно удачных стечений обстоятельств, таких как, к примеру, эпизод встречи Хэла и Киловога, и переосмысление образа главного героя (Хэл больше не Хан Соло, а опустошенный и сломленный человек, сбежавший с Земли), комикс мне в целом понравился. Это действительно первая история в линейке «Земли-1», где авторы рискнули отойти от канона. А в случае с Фонарем это вдвойне рискованно, ведь созданная Джеффом вселенная так воспета, что попытка что-то в ней изменить может вызвать немалое возмущение со стороны поклонников. Но если обратиться к отзывам читателей по всему миру, за редким исключением абсолютное большинство приняло комикс благожелательно, а значит — риск себя оправдал. Возможно, благодаря тому, что авторы не стали создавать супергероический сюжет, а пошли иным путем — представили фантастическое произведение, в основу которого положена история супергероя.
Финал книги неоднозначно указывает на то, что нас ждет продолжение, и лично мне было бы интересно полистать вторую книгу. Это любопытная версия вселенной. Надеюсь, ко второму тому Бечко и Хардман научатся отсекать лишнее и лучше оценивать объем своего произведения. Ведь все же нельзя сказать, что первая их книга вышла комом.