Мир будущего разделен на две части — свалку и летающий город Салим. Свалка — прибежище бедняков, бандитов и отморозков. Именно здесь начнется действие «GUNNM», когда доктор Идо найдет сломанного киборга-женщину. После того как Идо завершает починку робота, выясняется, что женщина ничего не помнит. Доктор дает ей имя в честь своей кошки — Галли.
Базовая концепция мира схожа с той, что была положена в основу фильма «Элизиум», хотя и его нельзя назвать первопроходцем в жанре. Пример картины Нила Бломкампа взят исключительно из-за новизны. Показать расслоение общества, используя как можно меньше слов, проще всего при помощи устоявшихся стереотипов — есть рай, и он на небесах, есть ад, и он под землей. Так, стоит лишь увидеть парящий город на страницах книги, мозг сам дорисовывает картину благополучия. Именно дорисовывает — о Салиме мы узнаем главным образом из уст главных героев. Задачей автора было показать мир лишь в общих чертах, не углубляясь в детали, чтобы наполнить его жизнью позже. Именно поэтому летающему городу уделено так мало внимания, ни слова не сказано о политическом устройстве общества, а история роботов-терминалов вынесена в дополнительные материалы. И эти материалы пугают больше всего.
Картина будущего в очередной раз безрадостна, причем настолько, что в полной мере оправдывает рейтинг 18+: по ночным улицам бродят мутанты и убивают всех без разбора, эндорфиновые наркоманы, обколотые тестостероном и снабженные имплантами, едят мозги людей, а спасение утопающих является делом рук самих утопающих, потому за поимку отъявленных головорезов — или головоедов? — назначена кругленькая сумма. Правоохранительных органов нет, как и признаков централизованной власти, и только мусор сыплется из благополучного города Салима.
Юкито Кисиро собрал множество популярных идей, подготовил для них плацдарм в виде разделенного на две части мира и каждой из них определил свое место. При чтении создается ощущение, что в основу книги положен принцип наименьшего удивления — все элементы находятся там, где они и должны быть. Перед вами антиутопия? Пожалуйста, вот вам криминалитет. Киберпанк? Все составляющие есть — роботы, кибернетические протезы, импланты. Высокий возрастной рейтинг? Получите кровь и жестокость, распишитесь вон у того терминала. Кстати, когда-то он был милым розовощеким мальчиком.
Манга просто работает. Рассказывает историю девушки-киборга в мире будущего. Искусно написанный сценарий скрывает возможные проблемы, а постепенная подача позволяет надеяться на то, что в следующих томах мы увидим проработанный мир.
Единственное, что вызывает некоторый диссонанс, это рисунок. Все положительные персонажи выглядят либо как прекрасные девушки, либо как добрые дядюшки, тогда как антагонисты отвратительны по своей натуре. В очередной раз Кисиро использует контраст, чтобы подчеркнуть разницу между противоборствующими сторонами. За двадцать семь лет такой подход перекочевал в детские книжки, но и там используется с осторожностью. Возможно, это опять-таки лишь издержки первого тома. Нужно было показать читателю способности главной героини, раскрыть характеры второстепенных персонажей, а потому сглаживать образ злодея, заигрывая с полутонами, еще рано.
Боевые сцены хороши и уместны. Смотреть, как хрупкая девушка отрывает огромному монстру руки, приятно. Благодаря тщательно прорисованным движениям героев и продуманной постановке сцен читатель без труда сможет разобраться в том, кто кого бьет.
В остальном стиль рисунка следует изобразительной манере 80-90-х годов: у героев большие глаза и носы «картошкой», анатомия человека условно соблюдена. Не-люди изображены с большой выдумкой, образы роботов продуманы, их действия логичны. Это вам не новый «Бегущий по лезвию», в котором андроида можно утопить.
«GUNNM» — это типичный киберпанк о роботах в антиутопическом мире будущего. Но стоит помнить: создать качественное произведение в жанре киберпанк — непростая задача. Можно сколько угодно превозносить трилогию Гибсона «Киберпространство», но сейчас все три книги мы воспринимаем в лучшем случае как ретрофутуристические. «Лавине» Стивенсона удалось избежать подобной участи благодаря интересной подаче, профильному образованию автора и его богатой фантазии.
Кисиро кропотливо наполнил созданный мир деталями, но оставил большое пространство для развития дальнейших событий. Судя по первому тому, нас ожидает долгое и интересное приключение.