«GUNNM. Том 1» Юкито Кисиро

«GUNNM. Том 1» Юкито Кисиро, изображение №1

Мир будущего разделен на две части — свалку и летающий город Салим. Свалка — прибежище бедняков, бандитов и отморозков. Именно здесь начнется действие «GUNNM», когда доктор Идо найдет сломанного киборга-женщину. После того как Идо завершает починку робота, выясняется, что женщина ничего не помнит. Доктор дает ей имя в честь своей кошки — Галли.

Базовая концепция мира схожа с той, что была положена в основу фильма «Элизиум», хотя и его нельзя назвать первопроходцем в жанре. Пример картины Нила Бломкампа взят исключительно из-за новизны. Показать расслоение общества, используя как можно меньше слов, проще всего при помощи устоявшихся стереотипов — есть рай, и он на небесах, есть ад, и он под землей. Так, стоит лишь увидеть парящий город на страницах книги, мозг сам дорисовывает картину благополучия. Именно дорисовывает — о Салиме мы узнаем главным образом из уст главных героев. Задачей автора было показать мир лишь в общих чертах, не углубляясь в детали, чтобы наполнить его жизнью позже. Именно поэтому летающему городу уделено так мало внимания, ни слова не сказано о политическом устройстве общества, а история роботов-терминалов вынесена в дополнительные материалы. И эти материалы пугают больше всего.

«GUNNM. Том 1» Юкито Кисиро, изображение №2

Картина будущего в очередной раз безрадостна, причем настолько, что в полной мере оправдывает рейтинг 18+: по ночным улицам бродят мутанты и убивают всех без разбора, эндорфиновые наркоманы, обколотые тестостероном и снабженные имплантами, едят мозги людей, а спасение утопающих является делом рук самих утопающих, потому за поимку отъявленных головорезов — или головоедов? — назначена кругленькая сумма. Правоохранительных органов нет, как и признаков централизованной власти, и только мусор сыплется из благополучного города Салима.

Юкито Кисиро собрал множество популярных идей, подготовил для них плацдарм в виде разделенного на две части мира и каждой из них определил свое место. При чтении создается ощущение, что в основу книги положен принцип наименьшего удивления — все элементы находятся там, где они и должны быть. Перед вами антиутопия? Пожалуйста, вот вам криминалитет. Киберпанк? Все составляющие есть — роботы, кибернетические протезы, импланты. Высокий возрастной рейтинг? Получите кровь и жестокость, распишитесь вон у того терминала. Кстати, когда-то он был милым розовощеким мальчиком.

Манга просто работает. Рассказывает историю девушки-киборга в мире будущего. Искусно написанный сценарий скрывает возможные проблемы, а постепенная подача позволяет надеяться на то, что в следующих томах мы увидим проработанный мир.

«GUNNM. Том 1» Юкито Кисиро, изображение №3

Единственное, что вызывает некоторый диссонанс, это рисунок. Все положительные персонажи выглядят либо как прекрасные девушки, либо как добрые дядюшки, тогда как антагонисты отвратительны по своей натуре. В очередной раз Кисиро использует контраст, чтобы подчеркнуть разницу между противоборствующими сторонами. За двадцать семь лет такой подход перекочевал в детские книжки, но и там используется с осторожностью. Возможно, это опять-таки лишь издержки первого тома. Нужно было показать читателю способности главной героини, раскрыть характеры второстепенных персонажей, а потому сглаживать образ злодея, заигрывая с полутонами, еще рано.

Боевые сцены хороши и уместны. Смотреть, как хрупкая девушка отрывает огромному монстру руки, приятно. Благодаря тщательно прорисованным движениям героев и продуманной постановке сцен читатель без труда сможет разобраться в том, кто кого бьет.

В остальном стиль рисунка следует изобразительной манере 80-90-х годов: у героев большие глаза и носы «картошкой», анатомия человека условно соблюдена. Не-люди изображены с большой выдумкой, образы роботов продуманы, их действия логичны. Это вам не новый «Бегущий по лезвию», в котором андроида можно утопить.

«GUNNM. Том 1» Юкито Кисиро, изображение №4

«GUNNM» — это типичный киберпанк о роботах в антиутопическом мире будущего. Но стоит помнить: создать качественное произведение в жанре киберпанк — непростая задача. Можно сколько угодно превозносить трилогию Гибсона «Киберпространство», но сейчас все три книги мы воспринимаем в лучшем случае как ретрофутуристические. «Лавине» Стивенсона удалось избежать подобной участи благодаря интересной подаче, профильному образованию автора и его богатой фантазии.

Кисиро кропотливо наполнил созданный мир деталями, но оставил большое пространство для развития дальнейших событий. Судя по первому тому, нас ожидает долгое и интересное приключение.

© Ю. Гламаздо